Глоссарий. Психологический словарь.

Школа Лейпцигская

Школа Лейпцигская – направление в психологии, возникшее в Германии в конце 1910-х. Школа просуществовала двадцать лет; в числе ее представителей был Ф. Крюгер, О. Клемм, А. Веллек и многие другие.

Лейпцигская школа развивала идеи целостного подхода к исследованию психики – эта же концепция лежит в основе гештальт-психологии, однако школа внесла в нее ряд новых положений. Во-первых, представители Лейпцигской школы, помимо гештальтов, обозначили и иные элементы анализа психического мира, которые по своей природе более эмоциональны. Одной из такой единиц анализа представители школы назвали комплекс-качества, которые, согласно их теории, лежат в основе психического развития любых видов генезов – этот цикл начинается на уровне комплекс-качеств и заканчивается осмысленными гештальтами.

Во-вторых, гештальт-психология обошла стороной изучение смысловой стороны гештальтов, и Лейпцигская школа восполнила этот пробел. С этой целью был разработан метод феноменологического самонаблюдения, который позволил исследовать вопрос актуал- и онтогенеза. Сторонники школы называли чувства главным фактором, определяющим закономерности психической жизни.

Во второй половине XX века идеи, выдвигаемые Лейпцигской школой, получили развитие в трудах немецкого психолога Альберта Веллека, создававшего характерологическое учение. Советский психолог Л. С. Выготский высоко ценил онтологические разработки школы. Кроме того, некоторые учения школы повлияли в дальнейшем на развитие гуманистической психологии.

Популярные термины
    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ
    новый номерОКТЯБРЬ — НОЯБРЬ 2024 №81
    198Подробнее

    спецпроекты