Школа Женевская
Школа Женевская – концепция генетической психологии швейцарского психолога Жана Пиаже, изучающая развитие ребенка с точки зрения психических процессов. Пиаже называл формирование мышления основным элементом психического развития, поэтому Женевская школа ставила своей задачей исследование интеллекта и стадий его развития, а также вопроса возникновения у ребенка понятий о мире вокруг.
Теорию развития мышления ребенка Пиаже сформулировал, исходя из законов биологии и логики, выделив три этапа развития. Сенсомоторная стадия продолжается до 2 лет – на этом этапе ребенок знакомится с окружающим миром посредством неосознанных операций с предметами. В течение следующих пяти лет продолжается промежуточный период, который переходит в стадию конкретных операций (до 11–12 лет) – в это время ребенок получает возможность продумывать операции с предметами в уме, но основываясь на реальном материале. Завершающий этап – «формальный интеллект» – знаменует собой вершину человеческого сознания (формируется примерно в 15 лет). Появляется возможность решать множество логических задач, а также ставить себя на место оппонента, чтобы лучше понимать его.
Женевская школа Пиаже базируется на гипотезе о том, что стадии развития интеллекта неизменны и соответствуют возрасту ребенка – родители могут оказать влияние на развитие, но не на логику. Стоит отметить, что другие школы подвергли особой критике положение школы о том, что в качестве основы обучения выступает стихийный опыт, полученный ребенком в процессе жизни.