Шкала оценок
Шкала оценок – в психологии термин служит для обозначения особого способа оценивания, осуществляемого посредством выделения в исследуемых объектах общего свойства и установления степени его выраженности.
Свойство в шкале оценок всегда носит субъективный характер; для его определения создают специальную группу экспертов. Шкала оценок имеет интервалы, число которых варьируется от пяти до одиннадцати. Каждый из этих интервалов может иметь числовое или вербальное обозначение. Прием основан на предположении о том, что психика человека дает возможность для единовременной классификации только одиннадцати (максимум тринадцати) позиций. Кроме того, немаловажную роль играет тот факт, что каждый из экспертов способен предоставлять количественную оценку изучаемым объектам.
Для реализации приема шкалы оценок используют, как правило, два основных метода. Первый метод заключается в сравнении парных объектов. Второй – в соотношении свойств объектов и ранее выделенных категорий. Шкала оценок как методический прием получила распространение, благодаря относительной легкости применения. Несмотря на то что шкала оценок применима для разных областей знаний, первоначально ее стали использовать в психологии и социологии.
В качестве примера шкалы оценок выступает система оценивания, принятая в образовательной (школьной) системе. В зависимости от преследуемых задач, исследователи могут применять не шкалу оценок, а шкалу социальных установок, которая, в отличие от первого приема, нацелена на определение личных качеств испытуемых.