Шкала метрическая Озерецкого
Шкала метрическая Озерецкого (греч. metron – мера, лат. scala – лестница) – методика определения психомоторного развития ребенка. Психиатр Николай Иванович Озерецкий предложил способ исследования моторики в 1923 году, назвав его «Методом массовой оценки моторики у детей и подростков».
По своему шкальному принципу эта система схожа с тестированиями на определение уровня интеллектуального развития. Тесты разбиты по группам (в каждой – 5 тестов) в зависимости от того, какой компонент двигательной сферы необходимо диагностировать на данном этапе – статическая и динамическая координация, скорость и сила движений, сопровождающие движения. Проходить тестирование можно как группой, так и в индивидуальном порядке. Тест не пройден, если помимо действия, которое нужно совершить, испытуемый непроизвольно совершает и другое: например, на просьбу пошевелить кистью он реагирует поднятием всей руки.
При разработке метрической шкалы Озерецкого психиатр уделил особое внимание стандартизации тестирования – методические пособия содержат подробные инструкции относительно всех составляющих, которые могут оказывать влияние на результаты (например, учет контингента испытуемых).
Метрическая шкала Озерецкого получила распространение благодаря простоте ее использования в сочетании с высоким коэффициентом точности. Особенно важен этот метод исследования для изучения моторики умственно отсталых детей, которые часто испытывают сложности подобного характера. Методика популярна среди врачей и педагогов, а также широко применяется в зарубежной психодиагностике.