Шкала
Шкала в психологии (лат. scala – лестница) – способ идентификации числовых характеристик, необходимых для выявления общей динамики. Американский психолог Стэнли Стивенсон в 1946 году предложил классификацию из четырех категорий измерений в зависимости от характера отображения отношений.
Шкала наименований (другое название – номинальная шкала) базируется на принципе группировки по отдельным классам без акцентировании на количественном содержании. В качестве примера выступает способ нумерации игроков в спорте. Порядковая (или ранговая) шкала предполагает важность порядка, примером может быть школьная балльная система. Интервальная шкала учитывает расстояние между парами объектов (шкала Цельсия); психологи применяют такие шкалы для изучения субъективных феноменов. Шкала отношений применительно к психологии фиксирует количество однородных объектов и применяется, например, для измерения кратковременной памяти. Стоит отметить, что два первых вида шкал традиционно относят к «слабым», они применимы даже в самых сложных случаях. «Сильные» шкалы менее распространены в психологии, но более информативны.
Классификация Стивенсона позволила экспериментальной психологии значительно продвинуться вперед – во многом благодаря изменению трактовки понятия «измерения» как способа приписывания чисел некоторым объектам и событиям. Получили распространение не только те измерения, которые предполагают фиксацию данных посредством приборов, но и те, которые рассчитаны на то, что сам испытуемый выступает в качестве прибора.