Система Монтессори
Система Монтессори (англ. Montessori’s system) – особая система «свободного» воспитания и обучения детей, разработанная итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори (1870-1952).
Монтессори отрицала необходимость активной роли педагога в процессе воспитания, считая, что взрослый навязывает ребенку собственную систему ценностей и установок и тем самым тормозит его естественное развитие. Работа воспитателя, согласно системе Монтессори, должна быть ориентирована на самообучение ребенка: дети вольны сами выбирать себе занятие, однако выполнять его будут так, как задумал педагог.
Приобретение новых знаний, по Монтессори, оказывается попутной целью, тогда как главная состоит в развитии моторных навыков и сенсорного восприятия ребенка. Этому служит разработанный Монтессори особый дидактический материал – набор строго определенных по цвету, размеру и форме кубиков, цилиндров, вкладышей, рамок с гнездами, рамок для шнуровки и застегивания пуговиц и т.д.
Основной формой обучения по данной системе являются индивидуальные занятия или индивидуальный урок, в ходе которых вербальная коммуникация и отвлекающие воздействия должны быть сведены к минимуму, что призвано обеспечить максимальную сосредоточенность ребенка на предмете занятий.