Психология целостная
Психология целостная – общее название, применяемое для обозначения группы школ и направлений в психологии, использующих целостный подход для анализа человеческого сознания и поведения. В эту группу входит Лейпцигская школа, гештальт-психология, школа Курта Левина и Австрийская школа. Целостный подход был сформирован в начале XX века как противопоставление господствующему до этого элементаристскому подходу. Изначально целостный подход был разработан гештальт-психологией и Лейпцигской школой, однако затем дорабатывался и другими школами. В этой связи стоит отметить, что проблема целостности в психологии впервые была поставлена Австрийской школой, однако в основных своих положениях она осталась сторонницей элементаризма. Целостный подход предполагает изучение психики, сознания и поведения в качестве целостных феноменов. В рамках подхода реализуются различные задачи: исследование целостности изучаемой реальности, выделение целостных единиц анализа, определение целостнообразующих факторов, исследование законов развития целого. Кроме того, по-прежнему актуальным остается вопрос о соотношении целостного и системного подходов в психологии. В литературе эти термины зачастую используются как синонимы, однако исследователи настаивают на детерминации и рекомендуют рассматривать целостный подход как составную часть более общего системного подхода. Системный подход, помимо исследования целостности психологических систем, решает вопросы моделирования, проектирования и составления прогнозов поведения данных систем.