Психология специальная
Психология специальная – область психологии развития, сконцентрированная на изучении особых состояний, присущих детям и подросткам с такими особенностями развития, которые замедляют их социальную адаптацию, мешают вовлеченности в образовательный процесс и препятствуют личностному росту.
Специальную психологию иногда называют коррекционной, она входит в состав дефектологии – науки о воспитании и развитии детей, имеющих физические и психические отклонения. За свою столетнюю историю специальная психология смогла оформиться в отдельную дисциплину и значительно расширить спектр задач: теперь она включает несколько разделов, которые дифференцируются в зависимости от области, в которой проявляется то или иное отклонение от нормы. Так, например, сурдопсихология изучает психологию детей, имеющих проблемы со слухом.
Логопсихология направлена на исследование психологии детей с речевыми расстройствами. Тифлопсихология рассматривает состояния детей, которые имеют проблемы со зрением. Задачей специальной психологии является такое формирование личности, которое позволит компенсировать недостаток в работе отсутствующей или плохо реализуемой функции организма, носящей природный характер. Это замещение или перестройка происходит за счет применяемых техник, выработанных с учетом развития того или иного ребенка.
Основной метод работы в рамках специальной психологии – это психологический эксперимент, который может носить индивидуальный или групповой характер в зависимости от ситуации. Также активно применяется метод наблюдения, анкетирования и изучения продуктов деятельности (рисунки, письменные работы...).