Психология экономическая
Психология экономическая – отрасль психологии, которая изучает сферу товаров и услуг в психологическом контексте и человека как субъекта экономических отношений. Впервые термин был употреблен французским социологом Гарбриелем Тардом в 1903 году в труде «Экономическая психология». Тард вошел в историю как один из основателей этой междисциплинарной науки, которая интегрирует теоретико-практическую базу, накопленную в результате психологических исследований, и положения, применяемые к экономической науке. Экономическая психология особенно интенсивно развивается в последние годы в связи с популяризацией рыночной экономики и отношений, возникающих в этой связи. Исследования проводятся на разном уровне в зависимости от преследуемых целей – это может быть макроэкономический, мезоэкономический или микроэкономический уровень. При этом в качестве субъектов могут выступать не только отдельные личности, но и группы – как большие, так и малые. Методологические принципы, применяемые в рамках экономической психологии, можно обобщить и выделить три основных.
- Принцип культурно-исторической обусловленности. Законы экономического поведения не являются общими, поскольку психологические особенности, присущие такому типу поведения, определяются историческими условиями развития, присущими конкретной общности.
- Принцип субъектности. Каждый человек – не пассивный наблюдатель, а активный участник экономического взаимодействия.
- Принцип диалектического единства индивидуального сознания и поведения. Между экономическим поведением и сознанием человека существуют как сходства (согласованность), так и различия (противоречия).