Психология детская
Психология детская – направление возрастной психологии, сконцентрированное на изучении условий и закономерностей развития ребенка. Как самостоятельное направление детская психология начала формирование с середины XIX века, что было продиктовано потребностями развивающейся педагогической практики. Окончательное формирование произошло в начале XX века, когда состоялся переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии. Основное положение, которым руководствуется детская психология, сводится к тому, что решающее значение в психическом развитии ребенка играет то, как он усваивает исторически сложившиеся формы человеческой деятельности, что обусловлено его природными анатомо-физиологическими особенностями и особенностями нервной системы. В развитии ребенка выделяют несколько периодов: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. Для изучения особенностей развития на каждом этапе используются методы исследования, сформированные общей психологией, но корректируемые с учетом возраста испытуемых и характера задач. В современной детской психологии наиболее распространена практика проведения поперечных и продольных исследований. В рамках поперечного исследования один и тот же психический процесс изучается одновременно у детей разных возрастных групп. Продольное исследование предполагает осуществление длительного контроля одних и тех же детей и изучение их психологических особенностей на протяжении нескольких лет.