Персонализм
Персонализм (лат. persona – личность). Термин «персонализм» обязан своим возникновением философской мысли – считается, что его впервые использовал философ Фридрих Шлейермахер в книге «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799). В философской науке он получил распространение как название современного учения, согласно которому мир представляет собой скопление духовных личностей, среди которых главенствующая роль принадлежит высшей божественной личности, а сама жизнь – это проявление его творческой активности.
В России развитие идей персонализма связывают с именем Федора Достоевского, который в своих произведениях поднимал вопросы, охватывающие широкий круг нравственно-психологических и религиозно-философских вопросов. Позже эти идеи получили распространение в трудах русских исследователей, среди которых особое место занял Николай Бердяев и его учение о человеке, названное "эсхатологическим персонализмом". Согласно теории Бердяева, в человеке необходимо различать личность и индивида. Если индивид принадлежит вещественному природному миру и подчиняется его законам, то личность – это подобие Бога, которая сохраняет божественные черты, только если идет по трагическому пути. Пройдя через последний Суд, человек-личность получит новое бытие.
В психологической науке «персонализм» обозначает особый подход, который определяет личность и ее стремление к самовыражению как краеугольный камень, относительно которого должно рассматриваться все остальное. Так, например, все психические процессы, переживаемые личностью,– это результат ее стремления к самосовершенствованию.
Кроме того, в современном языке «персонализм» служит для определения модели поведения, согласно которой человек имеет тенденцию усматривать в действиях других людей несуществующую активность по отношению к собственной персоне.