Пафос
Пафос (греч. pathos– страдание). Понятие «пафос» восходит к античным временам и изначально появилось в риторике для обозначения метода воздействия на аудиторию. Ораторское искусство высоко ценилось, поэтому учению о речи уделялось особое внимание. Согласно этому учению, успешный оратор должен искусно владеть тремя компонентами – логосом, этосом и пафосом. Каждый из них воздействует на свою сферу, и только в совокупности они могут произвести должный эффект на слушателя.
Логос – это все приемы, которыми располагает оратор, его идеи и знания. Грамотно используя свой опыт, он может создать образ компетентного человека. Этос – общечеловеческие и личные ценности оратора, апеллируя к которым, он затрагивает нравственные убеждения публики. Пафос противопоставляется этосу и предполагает эмоции, которые говорящий передает аудитории. При этом они могут быть как положительными, так и отрицательными – главное, возбудить чувства толпы.
Однако оратор должен помнить, что те эмоции, которые он сам испытывает во время своей речи, во многом оказывают влияние на настроение всей аудитории. Стоит отметить, что Аристотель, занимавшийся изучением риторики, определял пафос как трагическое действие, причиняющее душевные переживания (например, гибель героя), поэтому любая трагедия невозможна без пафоса.
Пафос применим не только к устной речи, но и к письменной (литература), где он понимается как эмоции и чувства, которые автор вкладывает в свою работу с целью получения реакции читателя. В зависимости от настроения произведения различают героический пафос, романтический, драматический, сентиментальный и гуманистический. На современном этапе термин используется чаще всего в общеупотребительном значении для характеристики поведения, отличающегося чрезмерной напыщенностью и театральностью. Цель такого поведения – произвести впечатление на окружающих в положительном или негативном контексте.