Дефектология
Дефектология (лат. defectus – недостаток, греч. logos - учение) – наука, которая занимается вопросами обучения и воспитания детей с психофизиологическими особенностями.
В зависимости от того, какой именно дефект необходимо скорректировать в каждом конкретном случае, выделяют подразделы дефектологии. Так, например, логопедия исследует возможность обучения детей с нарушениями речи, сурдопедагогика – слуха, тифлопедагогика – зрения. Дефектологию активно развивали в СССР – в то время специалисты полагали, что специально организованный учебно-воспитательный процесс способствует наилучшей социальной адаптации.
На современном этапе дефектология – это наука, которая все еще находится в процессе становления: появляются новые отрасли и направления научных исследований. Она имеет определяющее значение, поскольку особенные дети требуют особого подхода в воспитании. Необходимо понимать, что ребенок с дефектом всегда имеет не только отрицательные, но и положительные тенденции: например, у слепого ребенка обострен слух и тепловая чувствительность. Эти показатели помогают ему компенсировать свой недостаток, поэтому задача дефектолога – правильно угадать и развить именно эти стороны его психофизиологической активности.
Специалист в этой области должен обладать педагогическим образованием, а также иметь ряд личных качеств, которые помогут ему настроить контакт с ребенком – коммуникабельность, внимательность, отзывчивость. Работа дефектолога особенно важна, поскольку он помогает заложить в особенном ребенке те основы, которые будут определяющими в его дальнейшей жизни.