Генетическая эпистемология
Генетическая эпистемология (греч. genetikos – относящийся к рождению, logos – слово, учение) – учение, разработанное в середине XX века швейцарским психологом Жаном Пиаже и охватывающее широкий круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, которые отвечают за структуру знания и ее развитие.
Концепция Пиаже явилась результатом анализа и обобщения им результатов исследований, проведенных в области психологии и логики мышления в 20–40-х гг. XX века. В оформленном виде концепция была впервые представлена в трехтомном труде «Введение в генетическую эпистемологию» (1950). Пиаже полагал, что до сих пор попытки построить научную эпистемологию не увенчивались успехом, поскольку основывались на статистической точке зрения на познание, в то время как только генетический и историко-критический подходы являются в этом случае единственно верными.
В рамках своей концепции Пиаже рассматривал интеллект как определенную форму когнитивного аспекта поведения, который служит для структурирования отношений между средой и организмом. Важной характеристикой интеллекта является то, что он обладает адаптивной природой, что означает возможность сбалансированных процессов ассимиляции (усвоение материала) и аккомодации (приспособление).
Пиаже выделил четыре стадии развития мышления: 1. Сенсомоторная 2. Дооперационный интеллект 3. Конкретные операции 4. Формальные операции. Высшая стадия достигается к 12-15 годам и позволяет человеку мыслить теоретически, появляется возможность оперировать объектами и высказываниями.