Анимизм
Анимизм (от лат. anima – душа): учение/вера в то, что неживые объекты (или то, что издавна считалось неодушевленным, не имеющим души, например животные) на самом деле являются одушевленными. Этот термин впервые сформулировал немецкий ученый Г. Шталь в своем сочинении «Theoria medica». Анимизмом Шталь называл свое учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов. Согласно его теории, между жизненными процессами и физическими и химическими явлениями имеется только поверхностное сходство и ни одна органическая функция не осуществляется автоматически – все происходящее в организме контролируется чувствующей душой. В дальнейшем это понятие развил и чуть переосмыслил английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор. Он понимал анимизм как первоначальную стадию развития религии, поскольку в основе анимизма лежит вера в существование души, разнообразных духов и вообще в одушевленность самой природы. Анимизм характерен для всей истории человечества, начиная с первобытных людей. Самыми яркими историческими примерами, конечно же, можно считать древнегреческую и древнеегипетскую культуры. Любое незнакомое (чаще всего враждебное) явление, любой природный катаклизм интерпретировался не иначе как «гнев богов»; леса, реки и моря были полны своими духами (наядами, дриадами и так далее) Однако анимизм – это не пережиток прошлого, его проявления можно и сейчас наблюдать у некоторых аборигенных народов, например коренных обитателей Океании, Северной и Южной Америки, Африки. Духи и божества. как правило. имеют очень четкую градацию и набор функций, каждый «отвечает» за определенное явление/событие/сферу жизнедеятельности. Очень часто такими «обязанностями» награждались духи предков или умерших героев. Например, у филиппинского народа ифугао было около 25 разрядов духов, в их числе духи отдельных местностей, в числе которых были обожествленные герои и недавно умершие предки.
Нельзя сказать, что анимизм был неотъемлемой частью всех первобытных религий и вследствие этого универсальной стадией развития религиозных представлений. Однако именно благодаря ему у людей складывались определенные отношения к священному и сверхъестественному. Сейчас те или иные формы анимизма проявляются самыми разными способами, самой простой из которых является вера в одушевленность, например, игрушек у детей.