Конкурсы

  •   

Psy like
2
0
Правда или нет: какие из этих исследований мы выдумали?

Многие по-настоящему удачные психологические эксперименты требовали от своих авторов недюжинного воображения. Но иногда фантазия исследователей и вовсе выходит за пределы правдоподобия. Посмотрите на описания экспериментов и попробуйте угадать, где мы вас обманули.

вопросы
1. Эмпатия делает супругов похожими друг на друга внешне. Психолог Мичиганского университета (США) Роберт Зайонц (Robert Zajonc) отобрал 24 пары фотографий супругов. На первой они были запечатлены сразу после женитьбы, на второй – через 25 лет. Затем Зайонц показал фотографии добровольцам, предложив оценить, насколько изображенные люди были похожи друг на друга. У взрослых супругов сходство отмечали чаще, чем у молодоженов. По мнению автора, это результат эмпатии: супруги бессознательно копируют мимику друг друга, и это отражается на их облике.
2. Читая книгу о вампирах, мы сами становимся немного вампирами. Когда мы читаем интересную книгу, мы чувствуем психологическую связь с героями и даже начинаем приписывать себе их черты, даже если они наделены волшебными свойствами. К такому выводу пришли психологи из Университета штата Нью-Йорк в Буффало (США). Они давали студентам читать отрывки из саги «Сумерки» и книг о Гарри Поттере в течение 30 минут. Затем им предлагали ответить на серию вопросов, которые должны были выявить их сознательный и бессознательный отклик на прочитанное. Выяснилось, что большинство студентов «настраивались» на взгляды и поведенческие ориентиры героев книги и начинали мыслить в русле их логики.
3. Мы более откровенны с Дедом Морозом (Санта-Клаусом), чем с Зигмундом Фрейдом. Психологи из Йоркского университета (Великобритания) провели эксперимент в виртуальной реальности. Они предлагали добровольцам написать о своих желаниях, тревогах и беспокойствах, а затем пообщаться с собеседником-терапевтом при помощи специального шлема. В одном случае они разговаривали с компьютерной моделью Зигмунда Фрейда, в другом – Санта-Клауса. Оказалось, беседа с последним больше нравилась участникам, они сообщали о более доверительном отношении к нему и чувстве облегчения после разговора. Ученые считают, что образ деда с бородой ассоциируется у многих с детством и заботой, так что мы автоматически чувствуем себя в безопасности.
4. Любители классической музыки менее терпимы к инакомыслию, чем фанаты хип-хопа. Психологи Университета Северной Айовы (США) предложили участникам исследования заполнить анкету для участия в передаче на местном радио, в том числе указать свои музыкальные предпочтения. Во время передачи (которая была лишь имитацией) им предлагали назвать несколько любимых произведений и рассказать о них. Затем «ведущий» принимал звонки от «слушателей», которые негативно высказывались о названных композициях. Те, кто сообщил, что предпочитает классическую музыку, более остро реагировали на слова звонивших, чем те, кто указал хип-хоп и рок. Авторы предполагают, что такая нетерпимость может быть следствием того, что любители классики воспринимают свои вкусы как показатель элитарности и исключительности.
5. С полным мочевым пузырем люди лгут убедительнее. Участникам эксперимента Имперского колледжа Лондона (Великобритания) предложили выступить с речью перед комиссией, но при этом отстаивать взгляды, противоположные их собственным. Незадолго перед выступлением половину добровольцев напоили большим количеством воды. Оказалось, именно этой группе удалось произвести лучшее впечатление на членов комиссии. Исследователи предполагают, что причина в нейронах торможения: контроль над физическими импульсами (позывами к мочеиспусканию) усиливает контроль над поведением и мышлением.
6. Женатые люди способны «приглушать» голос супруга, чтобы лучше слышать других. Психологи из Университета Квинса (Канада) давали мужчинам и женщинам прослушать запись беседы двух людей (в одном случае в беседе участвовал их партнер) и затем воспроизвести диалог. Оказалось, что участники средних лет лучше слышали и запоминали слова незнакомца, когда его голос перемежался голосом партнера. Авторы предполагают, что со временем мы настолько привыкаем к нюансам знакомого голоса, что можем как бы отодвигать его на «второй план», чтобы лучше слышать других.
7. Вероятность влюбиться повышается во время совместного прыжка с парашютом. В необычном эксперименте Миланского института семьи (Италия) добровольцам, не знакомым друг с другом, предложили вместе подняться в воздух и совершить прыжок с парашютом (якобы в рамках подготовки к спортивным состязаниям). После приземления в комнате для отдыха сотрудники парашютного клуба (на самом деле подставные актеры) заводили с ними беседу. В числе прочего они спрашивали, понравились ли им те, с кем они оказывались в самолете. Оказалось, что 60% участников согласились бы пойти на свидание с теми, кто прыгал вместе с ними.
8. Владельцы говорящих попугаев демонстрируют более развитые навыки убеждения по сравнению с другими. Магнитно-резонансная томография показала, что когда они обучали питомцев новым словам и проходили собеседование на получение кредита, электрическая активность затрагивала одни и те же области их мозга. Наблюдатели также оценивали их аргументы выше, чем аргументы участников из контрольной группы.
9. Просмотр ролика, где люди пинают робота, заставляет нас бережнее относиться к технике. В декабре 2013 года компания Boston Dynamics выпустила ролик, в котором сотрудники бьют ногами четвероногого робота, а тот пытается удержаться от падения. Через год маркетологи компании показали ролик добровольцам (все из них были работниками одного учреждения). После этого им и их коллегам, не видевшим ролика, от лица руководства сообщили, что вводят дополнительный сбор на обслуживание техники, и предложили самим определить сумму. Те, кто участвовал в эксперименте, согласились на большую сумму сбора.
10. Навязчивые мысли ускоряют рост волос на лице. Такой вывод содержится в исследовании канадских психологов Марка Фристона (Mark Freeston), Робера Ладусера (Robert Ladouceur) и Джека Дурака (Jack Durac). Автор пишет, что такой эффект – результат колебаний в выработке гормона серотонина, и приводит способы борьбы с ростом волос при помощи когнитивно-бихевиоральной терапии.
  •   

Psy like
ещё конкурсы
Итоги викторины
Что вы знаете о Джеймсе Холлисе?
Период проведения: 21-11-16 - 29-11-16

Осталось: 0 дней
Итоги викторины
Викторина «Готовим вместе с Miele!»
Период проведения: 22-08-16 - 01-09-16

Осталось: 0 дней
Итоги викторины
Стать автором PSYCHOLOGIES
Период проведения: 24-03-16 - 11-07-16

Осталось: 0 дней
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

Psychologies приглашает

Psychologies в Одноклассниках

ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЗИМА 2024 — 2025 №82
199Подробнее

спецпроекты