Некоторые считают, что количество аллергиков растет потому, что мы научились лучше выявлять аллергию. Есть и те, кто обвиняет плохую экологию, — ведь раньше, когда было больше зеленых массивов и меньше машин, аллергиков было не так много. Однако оба эти варианта, скорее всего, неверны.
«Мы реагируем не на вредные вещества в воздухе, а на пыльцу растений и деревьев, — подчеркивает аллерголог-иммунолог Юлия Бунина. — Согласно гигиенической теории, все дело в улучшении ситуации с инфекциями в цивилизованном мире. Благодаря чистоте и доступности антисептиков у беременных женщин и у детей нет контакта с нейтральными микробами.
Их иммунная система не может тренироваться должным образом и в каком-то смысле «сходит с ума» — начинает реагировать на то, на что не должна. То есть на безопасные белки пыльцы. Именно поэтому в цивилизованных странах ситуация с аллергией хуже, чем в других».
Почему мы страдаем от аллергии?
До сих пор никто не может сказать со стопроцентной уверенностью, почему у одного человека аллергия развивается, а у другого — нет. При том, что мы можем родиться в одном городе, жить в идентичных экологических условиях и одинаково следить за своим здоровьем, результат оказывается совершенно разный.
Из-за этого, в частности, неизвестно, как свести к нулю риск развития аллергии у будущего ребенка. По словам Юлии Буниной, дело в индивидуальной переносимости, в ответе иммунной системы человека на раздражитель — у всех этот ответ разный.
«Также есть понятие атопического марша (последовательность клинических проявлений аллергии у человека, имеющего генетическую предрасположенность. — gрим. ред.) — когда гиперчувствительный организм человека и его иммунная система насторожены по отношению ко всем внешним аллергенам», — рассказывает аллерголог.
Наличие аллергии — это стечение обстоятельств: как внешних, так и внутренних особенностей
«В таком случае ребенок еще в детстве начинает страдать атопическим дерматитом. Это хроническое воспаление кожи, которое в дошкольном возрасте может перерасти в другие заболевания — в поллиноз (сезонную аллергию) и даже в бронхиальную астму. Часто у тех, у кого развивается поллиноз, в детстве были диатез или пищевая аллергия», — добавляет она.
Получается, что наличие аллергии — это стечение внешних обстоятельств и внутренних особенностей. Так, можно с рождения дышать свежим воздухом, но иметь генетическую предрасположенность — и тогда аллергия не обойдет вас стороной.
Сезонная аллергия и психосоматика
Так как сезонную аллергию вызывает белок пыльцы, то, по мнению Юлии Буниной, для работы с ней необходима не психотерапия, а иммунотерапия: «Психолог может помочь детям старшего возраста, подросткам и взрослым в случае атопического дерматита и бронхиальной астмы. Но не в случае поллиноза».
Есть и другая точка зрения. Психолог-психосоматолог Екатерина Кужель считает, что любая аллергия имеет психосоматическое происхождение — и аллергия на цветение в том числе.
«Наши психика и тело связаны, поэтому то, что происходит с психикой, всегда отражается на нашем телесном состоянии. Так, цветение может быть лишь триггером, который активирует аллергическую реакцию тела в виде насморка, слезоточивости, кашля и других симптомов. А запускается триггер потому, что человек не смог осознать и прожить на уровне психики некое событие», — объясняет она.
«Например, пять лет назад Лера узнала неприятную новость. Это могло быть расставание с любимым человеком, смерть близкого, увольнение с работы или даже конфликтный момент с подругой. Девушка получила эту информацию, но прожить ее, то есть принять и отпустить, она не смогла.
И ее подсознание заодно зафиксировало все то, что находилось рядом с ней в тот момент: запахи, картинки, звуки. В тот стрессовый момент Лера стояла рядом с цветущей сиренью. Теперь, когда она чувствует этот запах, ее триггеры активизируются, а организм дает аллергическую реакцию», — отмечает Екатерина Кужель.
Почему симптомы сезонной аллергии усиливаются?
Бывает так, что со временем реакция организма на раздражители становится сильнее. С точки зрения психологии большое значение здесь может иметь рост уровня стресса — считается, что психологическое напряжение может усиливать аллергические симптомы. Психосоматический подход к аллергии дает еще одно объяснение этому процессу.
«Год назад, когда цвела береза, девушка сильно поссорилась с мужем. С того момента вопрос так и остался неразрешенным, и они продолжили конфликтовать, — рассказывает Екатерина Кужель. — Из-за того, что отношения с мужем не пришли в норму, во время цветения березы девушка испытывает аллергические приступы, которые постепенно становятся все серьезнее».
Так, конфликты и отношения с людьми в целом играют ключевую роль в понимании аллергии как психосоматического явления. Из-за события в прошлом мы можем приобрести аллергическую реакцию, а если будем попадать в похожие ситуации и дальше или наделим произошедшее особой значимостью, то усилим ее симптомы.
Облегчить состояние при аллергии
Конечно, лучший вариант — обратиться к специалисту и проработать свой случай вместе с ним. Но можно попробовать облегчить свое состояние и самостоятельно. Для этого психосоматолог советует сделать 4 шага.
1. Вспомните, когда аллергия появилась в первый раз. Подумайте, что тогда могло произойти, какие события, связанные с взаимоотношениями, имели место. Дайте себе два-три дня, чтобы все вспомнить, и выпишите их.
2. Оцените, как вы прожили эти события. Особенное внимание уделите тревожным моментам. Насколько они были травматичны? Что вы чувствовали? Выпишите, какие эмоции вы испытывали, в какой роли были — в роли ребенка или взрослого?
Что вы хотели от ситуации? Что от вас ожидали люди, бывшие с вами в моменте? Важны все ваши ощущения. Если от той ситуации остался негатив — гнев, злость, обида, — нужно дать себе его выплеснуть.
Например, выписать все мысли и чувства на листок, а затем порвать его. Или выполнить телесные практики, прорычав, прокричав, протанцевав свои переживания. Конечно, можно и проплакать их.
3. Подумайте, какой урок вы могли бы извлечь из произошедшего. Выпишите, чему это событие вас научило. Укажите, как хотели бы в следующий раз повести себя в подобной ситуации. И поблагодарите себя и всех действующих лиц.
4. Проживите эту ситуацию снова. Представьте, что вы можете вернуться в прошлое и оказаться в том травмирующем моменте. Проживите его по-другому, сделайте то, что действительно хотели бы. Но не забывайте об «экологичности» — ваши поступки должны быть во благо как для себя, так и для других лиц.
Естественно, психосоматический взгляд на проблему не отменяет необходимости обратиться к врачу-аллергологу. И в любом случае не стоит отказываться от медикаментозной поддержки, которую предложит врач: для того, чтобы сосредоточиться на мыслях о причинах вашей аллергии, вам в первую очередь необходимо физически хорошо себя чувствовать.
Об экспертах
Юлия Бунина — педиатр, аллерголог-иммунолог. Ее Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация).
Екатерина Кужель — клинический психолог, психосоматолог. Ее Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация).