Страх смерти обостряется во время каких-то событий, угрожающих жизни. Однако слово «фобия» подразумевает навязчивое, патологическое состояние, а не кратковременную вспышку, связанную с острыми психологическими аспектами.
Чаще всего танатофобия развивается на фоне возрастных кризисов, после потери родных людей, при столкновении с серьезным заболеванием. К страху собственной смерти присоединяются страхи за родных, которые будут страдать, за детей, которые не справятся и тоже умрут, или станут наркоманами и преступниками, а также страхи неизвестности и одиночества.
На уровне тела
Но прежде чем говорить о способах борьбы с танатофобией, следует разобраться с природой страха. Она интересна с точки зрения биохимической реакции. Если человек боится, то в его надпочечниках активно вырабатываются кортизол и адреналин. Эти два гормона работают на то, чтобы мобилизовалось тело и человек убежал от опасности или напал на врага. То есть должно быть какое-то активное действие. Иммунитет при этом резко падает, потому что его подавляют кортизол и адреналин.
И теперь представьте: вместо того, чтобы действовать, человек просто лежит на диване и паникует. Гормоны настроили все внутренние системы на активные действия, а ничего не происходит. Получается, что страх в виде кортизола и адреналина «разъедает» организм.
Что делать?
Если страх смерти превращается в постоянное тревожное напряжение, следует переключить свое внимание со смерти на свою жизнь. Как показывает психологическая практика моя и моих коллег, чаще всего люди боятся не смерти, а того, что не успели пожить.
Во время проработок танатофобии пациенты приходят примерно к такому пониманию: «Ну умер и умер. Чего там бояться?» В результате оказывается, что никто не боится умереть. Однако за страхом смерти стоит много всего другого: «Прожил жизнь зря», «Мои дети без меня умрут», «Я никому не нужен» и так далее.
Люди нередко приходят к выводу, что ничего не сделали важного, не выполнили предназначение, что никто не будет горевать, если они умрут, что они не были счастливы, не делали то, что любили. Перед лицом смерти всегда оголяется то, чего не было видно в жизни, и то, что было зря. И некогда юлить, оправдываться, просто «да» или «нет».
Когда человек это осознает, то выходит из состояния паники: он уже не боится смерти
Это обыденная данность. Более того, страха смерти по факту не существует, хотя и принято считать его самым сильным из всех чувств и эмоций.
Столкнувшись с танатофобией, важно спросить себя: «Я точно живу так, как хочу? С теми, кого люблю? Я точно делаю то, что люблю и в чем вижу ценность? Я что-то/кого-то терплю? Буду ли я думать, что прожил зря, если умру завтра?» Если вдруг у вас будет ответ «да», то подумайте, о чем несовершённом жалели бы больше всего? И что не успели сделать из самого простого. А, главное, сделайте это в ближайшее время. Помните: важно ваше активное действие.
Осознанность убирает страх. Если у нас нет осознанности, если мы не «включили» мышление, — страх как эмоция начинает рулить нами. С другой стороны, то, что заметили, осознали, мы можем исправить. Как раз это и происходит на сессиях психокоррекции.
Эмоции «закручивают» человека в водоворот переживаний, когда проблема «гоняется по кругу» и от этого становится все более «неразрешимой». А развитие осознанности, разумности — это переключение на высшие принципы в нас, на мудрое восприятие жизни. И тогда уже не эмоции вами рулят, а вы сами управляете ими и выбираете, как реагировать.
Страшнее в итоге понять, что «вы и не жили вовсе». Вот так в поиске причин страха смерти мы чаще всего просто приходим к теме собственной экзистенциальности. Разбираемся с ней, совершаем необходимые действия — и страхи исчезают сами собой.
Психолог и руководитель Центра психологической поддержки и психокоррекции в Санкт-Петербурге
Телеграм