как испытуемые обманули психиатров
В 1973 году в журнале Science была опубликована статья, которая произвела настоящий фурор. Она называлась «Как чувствует себя здоровый человек в психиатрической лечебнице». В ней описывалось, как здоровые во всех отношениях люди, не имевшие в анамнезе никаких психических расстройств, ради эксперимента обратились к врачам с жалобами на то, что им слышатся голоса.
Они рассказывали, что по большей части не могут разобрать, что говорят эти голоса, но иногда различают такие слова, как «пустота», «пустотелый» или «стук». Если не считать этой жалобы, люди вели себя абсолютно адекватно, могли вспомнить произошедшие в их жизни реальные события.
Тем не менее всем им был поставлен диагноз «шизофрения» (за исключением одного «пациента», который отделался маниакально-депрессивным психозом). Все эти «больные» были госпитализированы на срок до двух месяцев. Всем были назначены лекарства (правда, они их не принимали).
Результат этого эксперимента, спланированного стэнфордским психологом Дэвидом Розенханом (который и сам был одним из псевдобольных), показывает, среди прочего, что единственный симптом — «голоса» — может оказаться достаточным для безапелляционного установления диагноза «шизофрения» даже при отсутствии других симптомов и отклонений в поведении.
Оливер Сакс «Галлюцинации»
Знаменитый американский невролог и нейропсихолог, чьи работы переведены на 20 языков мира, написал книгу о том, что делает наш мозг вопреки нашей воле.
«голоса» — необязательно признак безумия
Психиатры, как и все общество, оказались подвержены всеобщему заблуждению относительно того, что «голоса» — это всегда признак безумия, что они появляются только в контексте тяжелых психических расстройств. И это большая ошибка, так как большинство людей, слышащих «голоса», не страдают шизофренией. Все человеческое бытие пронизано разговорами человека с самим собой.
Великий русский психолог Лев Выготский полагал, что «внутренняя речь» является непременной предпосылкой любой осознанной деятельности. «Например, я большую часть дня разговариваю сам с собой: ругаю («Дурак, куда ты на этот раз дел очки?»), поощряю («Ты можешь это сделать!»), жалуюсь («Почему чужая машина стоит на моем месте?») и, реже, поздравляю себя с успехом («Ты сумел это сделать!»).
Эти голоса звучат не извне. Я никогда не спутаю их с голосом, например, Бога. Но когда я однажды оказался в большой опасности, пытаясь спуститься с горы с сильно травмированной ногой, я услышал внутренний голос, не похожий на мое обычное внутреннее бормотание. Тогда мне стоило неимоверных усилий переправиться через широкий ручей с туго перевязанным вывихнутым коленом. Я нерешительно остановился перед препятствием, просто оцепенел, понял, что не смогу преодолеть эту водную преграду.
Я испытал странную слабость, мне явилась соблазнительная мысль: а что, если отдохнуть? Поспать немного, набраться сил. Но тут у меня в ушах прозвучал властный, командный, не допускающий возражений голос: «Ты не имеешь права останавливаться — ни здесь, ни в другом месте! Ты должен идти. Встань, подбери подходящий темп и иди». Этот добрый голос, голос Жизни, укрепил мою решимость, придал мне сил. Я перестал дрожать и не колеблясь продолжил путь».
«голоса», которые помогают
Такие голоса люди слышат довольно часто, когда оказываются в ситуации, угрожающей смертельной опасностью. Например, Джо Симпсон, совершавший восхождение в Андах, сорвался с обледеневшего выступа и упал в расщелину, сломав при этом ногу. Он начал бороться за жизнь. Именно услышанный голос помог ему тогда преодолеть все трудности и выбраться из бедственного положения. Об этом он написал в книге «Касаясь пустоты».
Фрейд в своей книге «Об афазии» пишет о двух случаях, когда он слышал голоса: «За всю мою жизнь я дважды оказывался в положениях, угрожавших моей жизни, причем оба раз осознание опасности наступало внезапно, словно какое-то озарение. Оба раза я чувствовал, что это конец. Внутренний голос лепетал что-то бессвязное, а я шевелил губами, издавая нечленораздельные звуки. Но ввиду крайней опасности я оба раза слышал голос извне, который громко выкрикивал мне в ухо отчетливые команды. Я не только слышал эти слова, я видел их написанными на листке бумаги, который висел передо мной в воздухе».
Слуховые галлюцинации могут быть обусловлены аномальной активацией первичной слуховой коры
Угроза жизни может исходить и изнутри, и хотя мы не знаем, насколько часто голоса предотвращали попытки самоубийства, мне думается, что это происходило и происходит не так уж и редко.
Одна моя знакомая по имени Лиз после неудачного любовного романа чувствовала себя полностью раздавленной и угнетенной. Она была уже готова сделать решительный шаг, когда вдруг услышала, как чей-то голос строго сказал ей: «Нет, ты не должна этого делать, — а потом добавил: — Помни, пройдет совсем немного времени, и ты уже не будешь чувствовать себя такой несчастной, как сейчас».
Мужской голос прозвучал извне, и Лиз не знала, кому он принадлежит. Она тихо спросила: «Кто это сказал?» Ответа на было, но на стуле, стоящем перед ней, вдруг появилась «зернистая» фигура молодого человека, одетого в костюм XVIII века. Светящаяся фигура несколько секунд просидела на стуле, а потом исчезла, растворившись в воздухе. Лиз испытала чувство невероятного облегчения, ее охватила волна тихой радости.
Она понимала, что голос, скорее всего, исходит из какой-то части ее собственного мозга, но тем не менее до сих пор игриво рассказывает о том молодом человеке как о своем ангеле-хранителе.
чем вызваны слуховые галлюцинации
Для объяснения того, почему люди слышат голоса, было предложено много гипотез. Вероятнее всего, что обвиняющие и угрожающие голоса, которые слышат страдающие психозами больные, по природе своей отличаются от голосов, которые иногда — в пустом доме — окликают человека по имени; и эти голоса в свою очередь отличаются от голосов, помогающих нам в минуты крайней опасности.
Слуховые галлюцинации могут быть обусловлены аномальной активацией первичной слуховой коры. Это нарушение требует исследования не только у больных с психозами, но и среди психически здоровых людей. До сих пор большинство исследований в этой области проводилось именно на больных шизофренией.
Некоторые ученые предполагают, что слуховые галлюцинации возникают в результате утраты способности распознавать внутреннюю речевую продукцию как свою собственную. (Другой вариант: на фоне генерирования внутренний речи одновременно происходит активация областей слуховой коры, и то, что мы в норме воспринимаем как внутренний монолог, обретает «реальный» голос.) Этот вопрос можно переформулировать и спросить так: почему большинство из нас не слышат никаких голосов?
Самой частой слуховой галлюцинацией является феномен, который практически всегда диагностируется как «шум в ушах»
Ясно одно, «слышать голоса» и «слуховые галлюцинации» — это термины, за которыми скрываются разные по своему происхождению феномены. Слуховые галлюцинации во многих случаях бывают содержательными — человек слышит голос, который говорит что-то осмысленное, пусть даже подчас тривиальное и напыщенное, однако в подавляющем большинстве случаев содержанием слуховых галлюцинаций оказываются странные нечленораздельные звуки.
Вероятно, самой частой слуховой галлюцинацией является феномен, который практически всегда диагностируется как «шум в ушах». Этот практически непрекращающийся звук — жужжание или звон — возникает при потере слуха и подчас становится просто невыносимым для больного.
Одновременно с голосами и другими воображаемыми шумами люди часто слышат музыкальные фрагменты или даже целые песни. Музыкальные галлюцинации могут возникать после инсультов, при опухолях мозга, аневризмах, а также при тяжелых инфекционных заболеваниях. Они проходят обычно после улучшения общего состояния больного.