Синдром эмоционального выгорания, или СЭВ, — термин, используемый для описания психоэмоционального истощения, крайней степени усталости, возникающей при подверженности хроническому стрессу на работе.
Признаки и причины профессионального выгорания
Впервые термин был введен американским психологом Гербертом Фройденбергером в 1974 году. А позже, в 1986-м, ученые Маслач и Джексон систематизировали описательные характеристики синдрома и разработали опросник для его количественной оценки. По мнению исследователей, для СЭВ характерна группа симптомов:
Эмоциональное истощение;
Деперсонализация — невозможность воспринимать окружающих как личность и принимать их право на эмоции, обесчеловечивание собеседника;
Редукция личных достижений — обесценивание собственных успехов, потеря рвения к работе, утрата мотивации.
Если говорить просто, то выгорание связано с рабочим стрессом, который по каким-то причинам не был эффективно преодолен. Этому состоянию бывают подвержены абсолютно любые специалисты. Однако есть круг профессиональных сфер, которые находятся в зоне повышенного риска: медицинские сестры, врачи, учителя, социальные работники — практически все, чья деятельность связана с регулярным общением с людьми.
Впрочем, даже в этом списке медицинские сотрудники составляют особую группу риска по ряду причин.
Социальные контакты, в которые вовлечены медработники, предполагают высокий уровень эмоционального напряжения — медики сталкиваются с сильными переживаниями пациентов, так или иначе вынуждены реагировать на них, зачастую не имея возможности для собственной эмоциональной разрядки.
Уровень рабочей ответственности медицинских сестер и врачей крайне высок.
У них нет возможности отдохнуть в условиях интенсивной рабочей нагрузки.
Профессии сопутствует недостаточный уровень признания, особенно в отношении среднего и младшего медицинского персонала, выраженный как в материальном эквиваленте (оплате труда), так и в психологическом (признание со стороны пациентов и руководства, статус в обществе).
Совокупность этих причин зачастую приводит людей, выбравших данную профессию по зову сердца и из гуманистических соображений, к чувству бессилия, разочарования в себе и обществе, ощущению бессмысленности своего труда и потере мотивации к работе. Медсестры и врачи, поначалу обладающие искренним желанием заботиться о пациентах, перестают видеть в них людей и теряют возможность проявлять эмпатию.
Актуальность проблемы
Проблема СЭВ носит глобальный характер в медицинской среде: в отечественном исследовании «Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара» 2018 года указано, что каждый второй врач демонстрирует признаки эмоционального выгорания. Во время пандемии цифры только увеличились: исследование ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» показывает, что в 2019 году СЭВ были подвержены от 70 до 80% всех медицинских работников, а международные (США, Япония, Португалия, Китай, Италия) исследования 2020 года показали, что синдрому подвержены 45–55% врачей и 60–70% медсестер.
Сергей Бабин, профессор кафедры психотерапии и сексологии Северо–Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, утверждает, что в период пандемии проблема эмоционального выгорания медицинских сотрудников стоит особенно остро: «Огромное количество инфицированных, постоянно изменяющиеся правила и стандарты, которые спускаются сверху, стимулируют рост общего напряжения у медиков, которые фактически ежедневно сталкиваются со смертью, а также вынуждены бороться с тяжелыми осложнениями, которые вызывает COVID–19».
Анализ всех этих цифр подводит нас к выводу о том, что медицинским сотрудникам просто необходимо научиться бороться с СЭВ
В противном случае сотрудников лечебных учреждений ожидает не только собственно синдром, но и целый спектр расстройств, к которым тот может привести: тревожных, депрессивных, астенических, обсессивно-фобических и вегетативных. Они, в свою очередь, не только помешают выполнять свои профессиональные обязанности, но и могут значительно ухудшить общее качество жизни.
Как бороться с этим синдромом
Существует множество техник, которые могут помочь медицинскому персоналу защитить себя от СЭВ:
Дыхательные упражнения;
Гимнастика и иные виды физической активности;
Прием «Переоценка» — когнитивный прием, связанный с изменением восприятия ситуации;
Техники самосострадания и самоподдержки;
Позитивные медитации;
Арт-терапия.
Но для того, чтобы они работали, необходимо научиться следовать правилу самолета: сначала надеть маску на себя, а затем — на ребенка (в нашем случае — пациента). Иными словами, первым делом нужно приучить себя ставить в приоритет собственное психоэмоциональное состояние.
Не имея возможности для заботы о себе, мы лишаемся способности позаботиться о ком-то еще и получаем в итоге двух пострадавших. Поэтому медработникам важно научиться следить за следующими моментами.
Баланс между работой и отдыхом
Медицинской сестре или врачу, перегруженным ответственностью и сложными задачами, необходим источник позитивных эмоций и средства разрядки. Здоровый сон, общение с близкими, хобби — все это жизненно необходимо медперсоналу.
Зачастую люди, всецело погруженные в заботу о других, просто не умеют замечать собственную потребность в отдыхе или и вовсе не умеют отдыхать и после трудового дня погружаются в домашнюю работу, ошибочно принимая дела домочадцев за свободное время.
В этом случае необходимо выстроить и вербализовать четкую границу: выделите в сутках какое-то количество времени, которое вы будете тратить исключительно на себя — на просмотр любимого сериала, вязание, горячую ванну. На то, что не будет требовать от вас отдачи, но, наоборот, будет возвращать ресурс.
Поддержание здоровых социальных связей
Работа в клинике связана с необходимостью проникаться чужой болью. Поэтому для медицинского сотрудника важно, чтобы в его жизни за пределами учреждения у него была возможность проводить время с людьми, способными зарядить его позитивными эмоциями, оказать поддержку и проявить понимание. Старайтесь выделять время на общение с родными и близкими, чтобы иметь перед глазами пример позитивного взаимодействия и смещать акцент с тяжелых переживаний.
Сохранение личных границ
Медработнику необходимо научиться распределять время и внутренние ресурсы, чтобы возникающие перед ним задачи выполнялись быстро и качественно, уметь правильно взаимодействовать с коллегами и пациентами. Важно обладать навыком эффективного общения с окружающими людьми, настраивать их на доброжелательный лад, доносить свою позицию и воспринимать чужую.
Качественное общение и установление границ внутри него снижает уровень общего стресса на работе и понижает риск возникновения конфликтов. Поэтому медперсоналу важно развивать коммуникативные навыки: это позволит научиться слушать и свои, и чужие потребности.
Впрочем, указанные приемы не всегда могут быть эффективны. И в этом случае лучшее, что может сделать для себя медработник, — обратиться за помощью. Не бойтесь просить о ней! Человек не обязан справляться со всем в одиночку. Никто не стесняется идти ко врачу с переломом ноги или к медсестре за уколом — так и с СЭВ не стоит стесняться обращаться к психологу или к психиатру.
Если чувствуете, что вы на грани, — обратитесь к специалисту
Важно отметить, что не всегда у медперсонала есть возможность решить проблему выгорания самостоятельно — зачастую риск подверженности СЭВ возрастает ввиду плохой организации рабочего времени и пространства самой клиникой. Поэтому работодатель должен обращать внимание на запросы своих сотрудников с той же регулярностью, с которой сам сотрудник должен фиксировать свои психологические потребности.
Разумеется, ресурсы клиник ограничены, однако правильная организация рабочего времени, равномерное распределение обязанностей, поощрение сотрудников в доступной для учреждения форме, организация комфортных информационных пространств — все это реально для современных больниц. Только совокупность индивидуальных усилий медика и организации может привести к снижению риска развития синдрома эмоционального выгорания.
Однако хотелось бы еще обратить внимание и пациентов на ситуацию. Безусловно, каждый из нас имеет право на получение качественной медицинской помощи, это право стоит отстаивать и защищать. Однако будет здорово, если мы как пациенты не будем забывать, что помощь нам оказывают живые и чувствующие люди, которые так же, как и мы, нуждаются в понимании и корректном, вежливом обращении.
Директор Негосударственного образовательного частного учреждения ДПО «Высшая медицинская школа»