Вы никогда не слышали о профайлинге? Неудивительно: это направление появилось в России не так давно, в конце 2010 года. До этого можно было говорить отдельно о психологии, типологии личности, детекции лжи, биологии поведения человека как о составляющих будущего направления.
Само слово было позаимствовано у спецслужб израильских аэропортов: именно там впервые стали применять комплекс оценки и прогнозирования поведения человека, чтобы определить, представляет ли тот или иной пассажир угрозу для окружающих.
Задача профайлера — оперативно определить тип личности человека, выявить его сильные и слабые стороны
Однако современный профайлинг — в том числе применяемый в России — гораздо шире. Он помогает оценивать состояние любого человека, составлять его характерологический портрет, а еще давать достоверную оценку тому, что человек говорит.
Мы встретились с руководителями первого научно-исследовательского центра профайлинга
ЕСЛИ ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК
По словам Александра Милованова, один из самых популярных запросов сегодня — оценить и изменить психологический климат в коллективе. «Чаще всего руководитель компании или собственник бизнеса понимают, что из-за одного или нескольких сотрудников обстановка во всем отделе или департаменте «хромает».
Например, сотрудник (часто руководитель) склонен к пессимизму и подавляет своих коллег и подчиненных или же распространяет сплетни, устраивает провокации. Причем зачастую делает он или она это неосознанно: таковы черты характера, о которых сам человек может даже не догадываться».
Специалист может подсказать руководству, в какой отдел стоит перевести сотрудника, чтобы он максимально «раскрылся»
Задача специалиста в таком случае — оперативно определить тип личности человека, выявить его сильные и слабые стороны, чтобы «сгладить углы», помочь сотруднику начать работать эффективнее.
Иногда на основе проведенного анализа выясняется, что человек просто «не на своем месте» и занят «не своим делом». В таком случае профайлер может подсказать руководству, в какой отдел или на какую должность стоит перевести сотрудника, чтобы он максимально «раскрылся», а компания получала максимальную пользу.
Так, например, в ходе общения специалисты выясняют, что руководитель отдела продаж с депрессивно-печальными чертами характера, демотивировавший своих подчиненных, крайне педантичен, скрупулезно и внимательно относится к цифрам, любит составлять отчеты. В результате его переводят в финансовый отдел, а на его место берут человека, который умеет заряжать и поддерживать командный дух «продажников».
Часто профайлеров приглашают для расследования экономических преступлений и инцидентов внутри компаний
Случается, что проблемы кроются в поведении самого собственника. Работа в таком случае идет медленнее и тяжелее: часто человек не готов признать свои ошибки. И в этом случае, понимая, что положительной динамики не будет, профайлеры могут отказаться от работы.
Другие распространенные поводы для отказа, по словам Светланы Груниной, — то, что клиент отказывается предоставлять достаточно информации для проведения исследования или же изначально выдвигает невыполнимые условия: диктует, что именно он хочет увидеть в отчете.
СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ
Часто профайлеров приглашают для расследования экономических преступлений и инцидентов внутри компаний.
«Выяснилось, что в региональных отделениях крупной российской компании действуют «откатные» схемы, — рассказывает Светлана Грунина. — Под подозрение попал начальник отдела логистики. Компания пригласила полиграфолога со стороны. Тот провел проверку на полиграфе и дал заключение: руководитель причастен, о происходящем знал и брал деньги.
Но все же от окончательного решения собственников что-то удерживало. Они обратились к нам, и мы выяснили, что этот руководитель определенного типа личности, с огромной жаждой признания, с желанием быть принятым в обществе. В регионах об этом интуитивно догадывались, устраивали ему по-настоящему королевский прием, и он вообще не вникал в происходящее. Соответственно, действия его квалифицируются как халатность, а это уже совершенно иная статья».
Профайлеров приглашают и тогда, когда нужно сделать выбор между несколькими претендентами на должность
Если данных о том, кто мог совершить, к примеру, хищение, у сотрудников службы безопасности компании не хватает, профайлеры могут предварительно составить характерологический портрет, описать, какой человек мог это сделать, какими характеристиками и качествами он должен для этого обладать.
Приглашают профайлеров и тогда, когда нужно сделать непростой выбор между несколькими кандидатами на повышение или утвердить соискателя на ответственную должность.
«Собственник хотел пригласить в компанию очень талантливого и опытного финансиста, — рассказывает Светлана. — Однако в его прошлом было одно серьезное «но»: на него было заведено несколько дел о мошенничестве. Все обвинения были сняты, но службу безопасности это не могло не насторожить. Пригласили нас — разобраться.
Им необходимо быстро «считывать» собеседника: его позу, жесты, микромимику, то, как и что он говорит
Мы встретились с человеком высокого интеллекта, блестящим коммуникатором, и при этом достаточно быстро поняли, что он крайне зависим от риска. При этом, ценя собственный интеллект, свои жизнь и здоровье он риску не подвергал: не прыгал с парашютом, не занимался другими экстремальными видами спорта. Адреналин он получал по-другому: участвовал в незаконных схемах.
Мы дали собственнику обратную связь: да, он сильный специалист, но работа с ним может быть чревата неприятными последствиями».
Отдельное направление — банковский профайлинг: к какому типу личности относятся люди, которые чаще всего не возвращают кредиты, и как с человеком поговорить, чтобы он кредит вернул.
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ
Научиться быстро определять тип личности коллеги, партнера или клиента, не вешать заранее заготовленный ярлык, а видеть совокупность качеств и характеристик, а значит, начинать общаться по-другому, заманчиво.
Большинство студентов приходят на курсы профайлинга, которые ведут не только эксперты-профайлеры, но и психофизиологи, специалисты по биологии поведения, графологи, руководствуясь профессиональными интересами. Среди учащихся психологи, полиграфологи, HR-специалисты. Всем им необходимо быстро «считывать» собеседника: его позу, жесты, микромимику, то, как и что он говорит.
Конечно, для этого есть письменные тесты, однако исследования показывают, что даже проверенные опросники дают 40% недостоверной информации. И это неудивительно: все мы склонны давать социально ожидаемые ответы, стремимся выглядеть лучше.
Каждый человек силен своим характером и в то же время ограничен. Это самая главная истина
Профайлер считывает даже то, что человек предпочел бы скрыть, и вероятность «попадания» составляет не менее 90%. Кроме того, человек понимает, почему у него на самом деле не клеились отношения с окружающими.
«На один из первых курсов к нам пришла женщина-руководитель, — рассказывает Светлана. — Она демонстрировала всего две эмоции: гнев и отвращение. Постепенно на занятиях она начала улыбаться, а однажды пришла и сказала: вы мне жизнь изменили! Может, я и не буду заниматься расследованиями на работе, но у меня изменились отношения с коллективом, я перестала испытывать стресс. Наладились отношения с коллегами».
«Важно понимать: плохих типов людей нет, — подчеркивает Александр Милованов. — Как сказал психотерапевт и психиатр Марк Бурно, каждый человек силен своим характером и в то же время ограничен. Это самая главная истина».