Страшно интересно

Впервые со страхом мы знакомимся в самом раннем детстве. Он сопровождает любое исследование и открытие, любой шаг в неизвестность. Преодолевая его, мы не без основания чувствуем себя героями. Таким образом, переживание страха для нас связано не только с потенциальной угрозой, но и с наградой за победу над ним.

Химия в помощь

В реальности страх призван сообщить о грозящей опасности и подготовить к столкновению с ней. В это время организм вырабатывает адреналин и норадреналин — гормоны страха и ярости соответственно.

Адреналин приводит в повышенную готовность тело: сердцебиение учащается, обеспечивая кровь кислородом, печень увеличивает выработку глюкозы, а жиры сжигаются, снабжая тело энергией. Норадреналин отвечает за психологическую подготовку: вызывает ярость, азарт и удовольствие от риска. Оба гормона могут стать причиной тремора: это из-за них у нас предательски дрожат колени.

Страх и связанные с ним химические процессы готовят нас к столкновению с физическими угрозами

В результате мы получаем краткосрочный заряд силы, позволяющий выйти за собственные пределы, совершить то, что мы считали для себя невозможным. Но долго в этом состоянии находиться нельзя. «Постоянный выброс адреналина увеличивает вероятность развития болезней и делает нас более внушаемыми», — объясняет психолог, арт-терапевт Елена Дьяченко.

Страх и связанные с ним химические процессы готовят нас к столкновению с физическими угрозами. Мы становимся быстрее, сильнее и начинаем больше полагаться на инстинкты, а вот сознание, наоборот, притупляется. Именно поэтому при любом кризисе ответственные лица, а также психологи призывают нас не поддаваться панике.

Угрозы современного мира требуют от нас не только физических подвигов, но и оценки ситуации. Мы должны сами решать, когда идти в атаку, а когда требуется более тонкий подход. Мы, как правило, стараемся сделать свою жизнь более безопасной и избежать страха. Другое дело искусство!

Почему мы любим фильмы ужасов?

Упражнение на выносливость

Зачем нам ужас на экране? Тут не от кого бежать и некого бить, ведь от источника страха мы надежно отделены. Так почему нам так нравится бояться вместе с неудачливыми героями?

Возможно, мы готовимся к угрозам реального мира, предположили исследователи из Орхусского университета (Дания)1. Опрос 1070 зрителей показал, что при просмотре фильмов ужасов мы примеряем на себя ситуации, происходящие на экране. Это позволяет понять собственные пределы и подготовить стратегии и приемы, которые помогут нам пережить опасные ситуации.

Также исследователи отмечают, что мужчины предпочитают более страшные материалы, чем женщины, и чаще смотрят хорроры в одиночку, в то время как женщины предпочитают бояться в компании.

Кроме того, сопереживая персонажам на экране, мы доказываем себе, что можем справиться и с реальными страхами. Важно, впрочем, помнить, что это всего лишь упражнение. «Такое безопасное преодоление иногда становится единственным, — предупреждает Елена Дьяченко. — Вместо того, чтобы справляться с вызовами, которые бросает реальная жизнь, мы выбираем оставаться в безопасности развлекательного страха».

Кричать или молчать?

Мы с детства знаем лучший способ справиться со страхом — спрятаться под одеялом. Но лучший не значит единственный.

«Дом с привидениями» — популярный аттракцион в парках развлечений. Но не все туда ходят, чтобы наслаждаться страхом. Некоторые приходят за компанию и стараются пережить это приключение с минимальными потерями. Специалист по СМИ Матиас Класен и психолог Марк Андерсен опросили 280 посетителей местного «Дома с привидениями»2, чтобы определить, как они обращаются со своими переживаниями.

Те, кто желал испугаться посильней, старались проникнуться атмосферой, убедить себя в реальности происходящего, вжиться в роль, а также кричать как можно больше и громче. А те, кто старался избежать испуга, пытались найти в ситуации что-нибудь смешное, отводили взгляд и держались поближе к друзьям.

Мой любимый ужас

Одни ужастики заставляют нас спать с включенным светом, а другие мгновенно забываются. Можно ли сказать, какой уровень страха оптимален? Психолог Марк Андерсен3 попытался ответить на этот вопрос: он наблюдал за сердцебиением 110 добровольцев, пока они проходили аттракцион «Дом с привидениями», где их пугали разными способами, и установил зависимость между уровнями удовольствия и страха.

Участники эксперимента сочли лучшими те эпизоды, которые вызывали у них кратковременное и незначительное отклонение от обычного сердечного ритма. А если сердце билось слишком сильно или не желало успокаиваться, то удовольствие быстро сходило на нет. Но универсальную формулу найти не удалось, для каждого правильное сочетание страха и удовольствия оказалось свое.

Ужастики любят не все, это факт. Но у тех, кто любит, есть на это причины: «Во-первых, нам нравится чувство силы, которое дает адреналин, и во-вторых, если мы столкнулись с чем-то страшным в реальном мире, развлекательный страх помогает преодолеть эту травму», — объясняет Елена Дьяченко. Мы получаем власть над страхом благодаря тому, что можем выбрать фильм на свой вкус и в любой момент прервать его, и убеждаемся на опыте, что можно пережить сильный страх, оставшись целыми и невредимыми.


1. M. Clasen et al. Horror, personality, and threat simulation... Evolutionary Behavioral Sciences 14(3). November 2018.

2. M. Clasen et al. Adrenaline junkies and white-knucklers... Poetics, Volume 73, April 2019.

3. M. Malmdorf Andersen et al. Playing With Fear: A Field Study in Recreational Horror. Psychol Sci. 2020 Dec; 31(12).