«Все к лучшему в этом лучшем из миров»? Фраза вольтеровского Кандида действительно хороша, но сегодня мало кому под силу искренне разделить его убеждения.
Телесюжеты о военных конфликтах и экономических потрясениях, криминальная хроника, проблемы с экологией, ставшая привычной нетерпимость — пожалуй, окружающий мир мог бы выглядеть и получше.
Да и в личной жизни не у всех дела обстоят блестяще. У кого среди знакомых нет того, кто столкнулся с серьезной болезнью, безработицей или депрессией?
И даже если нас самих эти беды обошли стороной, человеческая участь нередко кажется нам несправедливой
«Человек смертен, поэтому он никогда не будет счастлив на сто процентов» — это слова Вуди Аллена, чьи произведения никогда не отличались особым оптимизмом. А ведь по сути он прав.
Но как же тогда сохранить позитивный настрой, ведь без него проблем станет еще больше… Верить, что лучшее ждет нас впереди? На фоне того, что происходит в мире и с нами самими, безудержный и наивный оптимизм кажется даже чем-то неприличным. Поэтому речь далее пойдет не о нем.
Ни отрицание, ни идеализм
Вера в то, что мир прекрасен, а в будущем нас ждет только счастье, говорит о стремлении отгородиться от реальности.
«Человек, верящий в это, открыт свету внутри себя, но абсолютно закрыт для мира, — говорит транзактный аналитик Вадим Петровский. — Эта вера блокирует его возможности воспринимать реальность: установка на хорошее позволяет не замечать все плохое, искажая тем самым то, что происходит в действительности».
Подобный оптимизм в итоге способен привести лишь к разочарованию
Такой человек твердит: «Все будет хорошо!» — хотя события его жизни кричат об обратном. Так мадам Баттерфляй, героиня оперы Пуччини, все ждала бросившего ее красавца офицера, верила в лучшее будущее, отказываясь принять настоящее: «Он обязательно вернется!» Такое ослепление в психоанализе называется «отрицанием реальности».
Этот механизм защиты психики срабатывает, когда прямой взгляд на происходящее становится невыносимым и человек начинает бессознательно отрицать факты, мысли и чувства, вызывающие тревогу.
Идеализм — другой пагубный способ не замечать реальность. Отводя первое место чувствам и идеалам, к которым следует стремиться, он тоже ведет к разочарованиям. Верить, что истина для всех едина или что наше благополучие может всецело зависеть лишь от одного человека, означает самостоятельно завести себя в тупик. А потому и об этой разновидности оптимизма мы тоже говорить не будем.
Принцип Поллианны
Видеть во всем только хорошее — этот способ восприятия мира нередко именуют «принципом Поллианны». После внезапной смерти родителей героиня романа американской писательницы Элинор Портер маленькая Поллианна переезжает жить к своей тете в деревню, где очень скоро становится всеобщей любимицей. Завоевать симпатии окружающих девочке помогают уникальная способность вычленять позитивный элемент в любых, даже самых печальных событиях и решительное неприятие всего мрачного.
Несмотря на то что с точки зрения современной психологической науки изобретенная Поллианной стратегия «улучшения реальности» нередко говорит о скрытой тревоге и может иногда сопутствовать посттравматическому синдрому, во многих случаях она действительно позволяет нам справиться со своими переживаниями и увидеть реальность в ином, более оптимистичном свете.
Растить хорошее
Так существует ли здравый позитивный образ мышления? Да, и строится он на реализме и надежде. Это «беспокойный» оптимизм, который позволяет с уверенностью, но без лишнего пафоса относиться к будущему, идеям и планам, предвидя те препятствия, с которыми придется столкнуться. Он не в том, чтобы «поднимать себе настроение» или «восстанавливать нервные клетки», а в том, чтобы черпать силы в ощущении счастья, которое возникает, когда мы мыслим позитивно.
Когда наивный оптимист утверждает: «Никаких проблем нет, все замечательно», разумный скажет так: «Проблемы есть, но я их постараюсь решить».
Он не питает ложных иллюзий, по сравнению с идеализмом и отказом от реальности у этой разновидности оптимизма огромное преимущество
Настоящие оптимисты осознают, что живут в несовершенном мире, где любовь может угаснуть, невинные могут быть наказаны, а больные — умереть, но при этом используют свои возможности, чтобы понять и изменить ситуацию.
«Разумный оптимист — это всегда человек рискующий, — говорит Вадим Петровский. — Он понимает, что помимо его собственных предчувствий, сомнений, надежд, прогнозов существует реальный мир, сопротивление которого придется преодолевать. Он рискует, но осознанно, умеет восстанавливать свои ресурсы и способен вновь собраться и пойти вперед».
Что же лежит в основе такого оптимизма? Он возникает из веры в себя, умения радоваться жизни и способности действовать. А деятельный, «просвещенный» оптимизм питает мысль: для каждой проблемы можно найти решение, пусть и неидеальное. Этот поиск сам по себе способен принести чувство удовлетворения.
Вы потеряли работу? Возможно, настало время сменить сферу деятельности. Вы расстались с возлюбленным? Возможно, вы встретите человека, который будет лучше подходить вам. «Лучше надеяться на то, что шансы добиться успеха высоки, но при этом быть готовым и к критическому развитию событий», — советует Вадим Петровский.
«Я чувствую себя оптимистом, когда…
Анна, 27 лет
… вспоминаю, как уехала жить за границу. Начались сложности с работой, общением, выживанием в другой культуре, и я обнаружила в себе то, чего никогда прежде не осознавала: я поняла, что не могу сложить руки и перестать бороться. Я чувствую себя оптимисткой, когда, несмотря ни на что, верю в себя и в то, что все препятствия призрачны. Оптимизм — это когда потерялся в лесу, но знаешь, что тебе кто-то обязательно встретится и выведет из него. Это по сути и вера в других».
Стать оптимистом
Можно ли научиться быть оптимистом? «Да, но это требует усилий, — говорит когнитивный психолог Тамара Гордеева. — В этом могут помочь книги, личная терапия, общение с оптимистичными друзьями и родными — и обязательно желание самого человека изменить отношение к жизни».
Некоторые тренинги обещают сделать человека оптимистом за короткий срок. После их завершения исчезают негативные мысли, появляются напор и сила убеждения — человек чувствует себя способным свернуть горы. Но когда возникает необходимость заниматься жизненно значимыми вещами — строить отношения, воспитывать ребенка, решать конфликтные рабочие ситуации — такой оптимизм нередко сдувается, как воздушный шарик.
Взращивание в себе истинного, просвещенного оптимизма — не такая скорая задача: надо искать в жизни плюсы, но отдавать должное и минусам, понимая и принимая их значение
Фраза создателя позитивной психологии американского психолога Мартина Селигмана из книги «Новая позитивная психология» звучит парадоксально: «По-моему, только пессимисты могут писать объективные и полезные книги о светлом и радостном восприятии мира». Но по сути она верна: понять, что такое настоящая весна, можно, только пережив зиму.
Национальные особенности oптимизма
Наталья Проскурякова, историк
На нашу склонность к оптимизму влияют и свойства культурно-исторической модели, в которой мы живем.. Для русской культуры позитивный взгляд на мир не слишком характерен. На протяжении большей части нашей истории едва ли не для всего населения страны главной целью оставалось физическое выживание.
Формированию позитивных установок препятствовала и роль православия: в отличие от католицизма и протестантизма, оно не предполагает прижизненной награды, относя ее к сфере загробного существования.
Советское общество на декларативном уровне было насквозь оптимистично, хотя такому оптимизму было трудно укорениться в сознании людей: слишком уж приниженной была их роль в государстве, слишком шатким — материальное положение.
Сегодня, по мере стабилизации экономической ситуации, у нас появляется шанс изменить свое восприятие мира. Но для этого необходимо, чтобы мы усвоили ценности гражданского общества, важнейшая из которых — уважение к правам личности.