«Меня унижали на протяжении всего времени психотерапии»
42-летняя Ирина из Москвы полностью доверяла своему психологу, делилась с ним своими переживаниями, тайнами и сомнениями. Но однажды специалист жестоко унизил нашу героиню в обществе людей, которых она уважала. Это произошло на групповой сессии, куда специалист сама пригласила Ирину. После же психолог переложила ответственность за произошедшее на женщину: мол, клиентка сама решает, как с ней можно поступать, а как нельзя.
«Сначала я плакала, впала в депрессию, из которой долго не могла выбраться, — рассказывает Ирина. — Но потом собралась с мыслями и как будто протрезвела. Поняла, что меня унижали на протяжении всего времени психотерапии, но я доверяла специалистку и не защитила себя».
То, о чем рассказывает Ирина, называется газлайтинг. Это форма психологического насилия, при которой манипулятор отрицает те или иные факты, пытаясь заставить собеседника сомневаться в собственной адекватности, изменяя восприятие реальности.
Новый взгляд на вещи придал Ирине сил, и наша героиня решила отсудить у психолога деньги, потраченные на сеансы за все время терапии.
Лишь немногие из его клиентов нашли в себе силы отказаться от такой «помощи»
С тех пор прошло несколько лет. С помощью юристов Ирине удалось вернуть всю запланированную сумму. «Теперь я работаю только со специалистами, которые мне действительно помогают, — говорит Ирина. — И даже осмелела настолько, чтобы рассказать эту историю».
Психолог, к которому обращалась наша героиня, продолжает вести свою практику: лишь немногие из его клиентов нашли в себе силы отказаться от такой «помощи».
«После всего случившегося я составила своеобразный чек-лист — список советов и признаков, благодаря которым можно понять, помогает вам специалист или наносит вред», — рассказывает Ирина. С разрешения нашей героини мы публикуем этот список и надеемся, что кому-то из вас он пригодится.
8 контрольных вопросов
- Даже если вы пришли к специалисту по рекомендации, не стесняйтесь узнать, где он учился, в каком подходе работает, есть ли у него супервизор и где можно найти подтверждение его словам. Это первое правило безопасности.
Не будет лишним узнать, в каком учебном заведении или организации состоит его супервизор. Если вместо этого вы получаете отказ или слышите размытые легенды о неком таинственном «учителе», то это повод насторожиться. - Если вместо простого и логичного объяснения на вопрос о том, как происходит тот или иной процесс, специалист говорит «Это очевидно», «Вы не понимаете простейших вещей», «Думайте сами», не спешите корить себя за непонимание. Грамотные психологи всегда найдут способ объяснить механизмы возникновения того или иного процесса и не будут нагонять туман, говоря о простых вещах.
- Возникает ли на сессиях обесценивание вашего труда, профессии или выбора? «Нашли чем заниматься», «Преподает тот, кто ничего не умеет», «Зачем вам такой мужчина». Эти фразы, обесценивающие разные сферы жизни Ирины, глубоко ранили ее и вызывали протест, однако ее внутренняя «жертва» продолжала терпеть боль. Сейчас Ирина никому не позволяет так с собой общаться — тем более за ее же деньги.
- Вам постоянно навязывают ответственность за то, что вы не в состоянии контролировать? Например, за подсознательные процессы. «Вам категорически нельзя общаться с людьми», — говорят вам без какого-либо пояснения, а вы даже не в состоянии понять, в чем именно виноваты. Вина за что-то неочевидное, непонятное — это способ управления другим человеком, а чувство вины перед психологом — явный признак того, что что-то пошло не так.
В помогающих профессиях высокие цены на консультации и благосостояние специалиста — вовсе не показатель качества его работы
- Возникает ли у вас в процессе терапии недоверие к себе и своей реальности? Возможно, вас мучают сомнения, а консультации нужны все чаще и чаще. И вы не в состоянии принимать решения самостоятельно. В какой-то момент психолог действительно может быть вам опорой, однако не стоит впадать в зависимость и все время делать только так, как он скажет. Если психолог обесценивает ваш выбор, а вы становитесь только беспомощнее, то в терапии явно происходит что-то не то.
- Психолог противопоставляет себя всем остальным людям. «Они в этом не разбираются, а я все понимаю», «Эти люди не умеют жить, а я...» На подобные фразы, характеризующие человека с манией величия, я обращала внимание и раньше: они коробили меня. Но среагировать вовремя не получалось.
- Тревожный признак, если после консультаций вам хуже, чем до них. Если вы вышли от специалиста в состоянии апатии, стресса или в мрачном, агрессивном, подавленном настроении. Некоторые психологические методы могут вызывать подобные реакции в процессе консультации — например, ярость, боль, слезы, — но после общения с терапевтом вы должны чувствовать себя лучше. Или, по крайней мере, спокойнее, чем до визита к специалисту.
- Недопустимо, чтобы психолог демонстрировал в соцсетях высокий уровень дохода и навязывал свой стиль жизни вам, регулярно пытаясь уколоть побольнее: «Я никогда так мало, как ты, не зарабатывала», «Что-то пока не видно вашего мужчины-миллионера». Вполне может оказаться, что у такого специалиста вообще нет какой-либо собственности.
При этом действительно профессиональные психологи могут иметь весьма скромный доход — и это не значит, что они не заслуживают вашего доверия. В помогающих профессиях высокие цены на консультации и благосостояние специалиста — вовсе не показатель качества его работы.
«Берегите себя и свою психику»
«Я пережила психологический абьюз со стороны специалиста с минимумом потерь и стала после этой истории только сильнее, — говорит Ирина. — Но так повезло не всем: я знаю людей, которые после работы с такими «психологами» не могли оправиться несколько месяцев и даже угодили в клинику.
Я не вправе винить судьбу или тех, к чьим рекомендациям в свое время прислушалась. Это была моя зона ответственности — проверить специалиста перед тем, как ему довериться. Поэтому берегите себя и свою психику. Перепроверяйте все, что вам пытаются навязать. Проверяйте мнение, озвученное специалистом, в других источниках. И тогда у вас будут все шансы не оказаться в подобной ситуации».