Бежим на маркетплейс, чтобы закрыть потребность в любви: о чем говорят эмоциональные покупки | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Мир шопинга манит нас новинками, привлекает брендами, очаровывает обещанием красивой жизни. И если для одних покупки остаются в зоне «рацио», то другие попадают в ловушку эмоционального потребления. По данным исследований НИУ ВШЭ, 25% россиян используют шопинг как средство от тревоги и депрессии, 20% поддаются импульсивному желанию купить что-то, а 10% склонны панически реагировать на новости и тут же отправляться на маркетплейс или в торговый центр.

Как получать удовольствие от покупок, но не впадать в крайности? Найти «золотую середину» нам помогут психотерапевт Марк Сандомирский и психолог, специалист по финансовому коучингу Вероника Коштаева.

Почему мы попадаем в ловушку эмоционального потребления

Шопоголизм или шопингомания, она же ониомания, — парадоксальная примета нашего времени. С одной стороны, эта проблема есть, а с другой — ее нет. Она не отмечена в Международной классификации болезней МКБ-10, однако распространяется со скоростью социальной эпидемии, замечает психотерапевт Марк Сандомирский. Что происходит с теми из нас, кто раз за разом бесконтрольно наполняет корзину в супермаркете или на маркетплейсе?

«Люди, склонные к эмоциональному потреблению, теряют контроль над своими поступками. В момент покупки их сознание сужено, ими управляют „детские“ эмоции. С помощью вещей они стремятся закрыть дефицит любви, сформировавшийся в детстве, — как любви и внимания от других, так и любви к себе. Они покупают, чтобы снять напряжение и успокоиться, испытывая при этом наивное удовольствие, превращая шопинг в игру: важны не покупки сами по себе, а их использование для управления эмоциональным состоянием», — поясняет психотерапевт.

Особенно ярко такое поведение проявляется у «кидалтов» — взрослых людей с детским поведением

Они тратят деньги на дорогостоящие игрушки. Например, могут купить радиоуправляемую машинку, сопоставимую по цене с настоящим автомобилем.

Стремясь снизить эмоциональную неудовлетворенность, мы попадаем в ловушку, которую психологи называют дофаминовой петлей. При негативных переживаниях мы идем в магазин, покупаем что-то и успокаиваемся (на время). Формируется связь: тревога — покупки — удовольствие — отсутствие тревоги. В следующий раз, когда мы почувствуем тревогу, мозг подкинет нам простое и «работающее» решение.

Как справиться с импульсивным шопингом

Пожалуй, единственным способом, который поможет наполнять корзину только нужными вещами, по мнению наших экспертов, может стать осознанное потребление. Причем раздумывая над тем, почему мы купили именно эту розовую кофточку, можем надолго «приструнить» и другие виды аддикции (пищевую, трудоголизм…), которые часто сочетаются с шопоголизмом.

«Дело в том, что многие аддикции имеют схожую глубинную проблему — травму отвержения и нелюбви, — считает Вероника Коштаева. — Их „общий знаменатель“ — негативные образы родителей в нашей психике, которые могут приводить и к неутолимому эмоциональному голоду (пищевым зависимостям), и к компульсивному потреблению (шопоголизму)».

Вероника Коштаева предлагает провести небольшой эксперимент, который поможет осознать нужность наших покупок

Покупая платье из последней коллекции, прислушайтесь к себе, подумайте о том, какие ваши эмоциональные потребности закрывает эта покупка. Часто красивый наряд, который радует отражением в зеркале, вызывает восторг окружающих, — самый простой путь почувствовать себя «ок», примерить на себя образ идеального «Я» и пожить в нем. Не забудьте спросить себя, насколько часто вы делаете покупку с целью улучшить самочувствие.

Иногда такого самоанализа бывает достаточно, чтобы прекратить приток вещей, стремительно заполняющих шкаф, и покупать только действительно нужные. А вот если зависимость успела развиться, то лучше обратиться к помощи психотерапевта.

Как изменится отношение к покупкам в будущее

Размышляя над тем, как будут меняться наши отношения с вещами в скором будущем, Марк Сандомирский предполагает, что для многих из нас самой большой страстью станут покупки воображаемых продуктов. Как это ни удивительно, нам все больше будет нравиться тратить деньги на несуществующие предметы.

Уже сейчас мы можем видеть, как быстро развивается эта новая тенденция: фанаты компьютерных игр вкладывают немалые суммы в приобретение виртуальных объектов, их «прокачку» и апгрейд

Вероника Коштаева отмечает еще одну тенденцию: «Эра „Ведь я этого достойна“ закончилась, но на смену ей пришла эра „Полюби себя!“, а в обществе потреб­ления самый простой способ „любить себя“, к сожалению, не регулярный чекап здоровья, полноценный сон или выбор полезной еды, а покупки. Спасти нас от власти вещей может только отказ от излишних „игрушек“ и своевременное взросление».

Хочется верить, что человек будущего обязательно будет задумываться об ответственном, разумном, экологичном потреблении и учиться довольствоваться тем, что ему действительно необходимо.

Марк Сандомирский

Психотерапевт Европейского реестра, автор книг, доктор психологических и кандидат медицинских наук

Вероника Коштаева

Психолог, маркетолог, ведущая трансформационных психологических игр, коуч EMC, автор канала «Алхимия контента» и курса «Этичное продвижение психологов практиков» в «Психодемии»