Антидепрессанты: 8 фактов, которые помогут вам стать психологически грамотнее
Фото

Midjourney

«Эта глава написана с помощью читателей моих блогов про психопросвещение. Кто-то сам думает так до сих пор, кто-то слышал сомнения родственников и знакомых. Отвечу на опасения», — пишет Александр Мещеряков, он же @shura_doc.

Важное замечание от редакции: все лекарственные препараты должен назначать, менять и отменять квалифицированный специалист, врач-психиатр. Как и в других областях медицины, самолечение может принести вред.

Миф первый

«Вход рубль, выход два. В том смысле, что начать прием антидепрессантов сложно, будет масса побочных эффектов. Ну а отменить вообще невозможно. Подсядешь на всю жизнь».

Да, побочные эффекты в начале лечения возможны. Если открыть инструкцию к препарату (спойлер: тревожным пациентам лучше этого не делать), там будут перечислены все возможные проблемы. И чем их больше, тем препарат больше изучен и исследован. Если во время его апробации у добровольцев была головная боль, этот симптом запишут в инструкцию. Но статистически он будет встречаться не так уж и часто.

А что чаще всего? Первые две недели возможны симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта: тошнота, снижение аппетита, метеоризм (бурление в животе), расстройство стула. Степень выраженности может быть различной, но, как правило, все терпимо. 

Связаны такие реакции с тем, что серотониновые рецепторы кишечника реагируют и привыкают к препарату. Эти проявления можно уменьшить: принимать таблетку после еды, а при возникновении симптомов добавлять лекарства типа «Смекты», «Мотилиума» и так далее — лекарства назначает, конечно же, врач. 

Что еще может быть? Усиление тревоги. Вот такой парадокс: лечим тревогу, а тревожиться придется сильнее.

Дело в том, что противотревожный эффект препарата отстает от некоторого стимулирующего

И получается, что струну тревоги мы натягиваем еще сильнее. Звук выше и громче. Но мы к этому подготовлены и зовем на помощь транквилизаторы. Две-три недели принимаем, тревогу уменьшаем, ждем, когда полностью заработает антидепрессант. Ничего сложного, если предупрежден.

Ну а как проходит отмена? Синдром отмены действительно существует. Могут появиться жалобы на головокружение, тошноту, ощущение нереальности и невесомости. А может казаться, что вы заболеваете гриппом: мышцы побаливают, озноб, общее недомогание.

Если не отменять резко, если врач расписал схему уменьшения дозировки, синдром отмены проходит мимо. А вот если бросить прием препарата в один день, то, уж извините, все возможно. (Про то, что нельзя заниматься самолечением, мы написали выше. — Прим. ред.)

Миф второй

«Начал принимать антидепрессант? Теперь ты привык и стал зависимым. Поздравляю».

Чаще всего при употреблении терминов «привыкание» и «зависимость» происходит путаница. На самом деле привыкание — это привыкание организма к дозировке. То есть дозировка постоянно требует повышения, растет толерантность. Пример — употребление алкоголя. Первый опыт: опьянел от рюмки, да потом еще и организм очистился самостоятельно. Но проходят годы тренировок, и вот ты уже почти чемпион. От пол-литра водки не пьянеешь, и радости от этого никому, медаль не повесят.

При приеме антидепрессанта такого не бывает, дозировка не растет, она может быть повышена врачом в пределах разрешенной

Чаще всего пациент принимает одну и ту же дозировку весь курс лечения.

Ну а зависимость — тоже миф? Ее разберем опять на примере алкоголя и зависимого от него человека. Он на другой конец города побежит за спиртным. Драться будет за бутылку, ведь если не употребить, смысл жизни потеряется. Ни разу никто не видел драку за антидепрессанты.

При приеме препаратов не возникает тяги, никто не хочет принимать таблетки из-за их сколько-нибудь одурманивающего эффекта. Потому что такого эффекта нет. И запоев, как при приеме алкоголя, не бывает.

Миф третий

«Начал принимать и превратился в помидор. Хотя нет, помидор — это ягода. Начал принимать и стал овощем. Любым. В смысле ни на что не реагирую, лежу себе в корзиночке и слюни пускаю».

Миф распространенный, но именно миф. При правильном назначении качество жизни улучшается. Когда уходит патологическая тревога, человек жить начинает. Ресурс можно тратить не на борьбу с тревогой, а на общение, путешествия, работу. Какой уж ты овощ или фрукт, решать именно тебе.

Миф четвертый

«Пропил антидепрессанты — и теперь не до продолжения рода. Беременеть никому нельзя, а то ужас ужасный родится».

Начну с того, что на мужские половые клетки — сперматозоиды — антидепрессанты не влияют совсем. В сперме не находят эти вещества, даже их следы. То есть мужчинам переживать на тему воспроизводства потомства не стоит.

А беременеть когда можно? Через некоторое время после окончания лечения — от пары дней до нескольких недель, зависит от скорости выведения препарата. Но существуют и те, что разрешены во время беременности. Если взвесить риски отмены лечения и потенциального вреда для женщины и ребенка при ухудшении ее психического состояния, можно провести беременность на антидепрессантах — по назначению врача, исключительно. Такие исследования есть, практика тоже это подтверждает.

Миф пятый

«Грудное вскармливание и лечение несовместимо. Вот закончишь кормить ребенка, и лечи свою тревогу. А пока терпи».

Это не то что миф, это уже и бред. Жаль, не все врачи знают. Существуют препараты, безопасные при грудном вскармливании, они практически не проходят в молоко. Поэтому не стоит мучиться тревогой, вполне можно совместить кормление малыша грудью и правильное лечение.

Миф шестой

«Будет лишний вес!»

Это и миф, и не миф. Можно ли поправиться на антидепрессантах? Можно! А без них? Еще как можно. Если все, кто имеет лишний вес, скажут, что они принимали антидепрессанты, то, конечно, соврут. Я не принимал, а за последние два года — пять кило в плюс.

Но помним, что есть препараты, увеличивающие риск набора веса. Однако есть и уменьшающие его. А на деле часто бывает, что после многолетней тревоги человек начинает жить на всю катушку. Появляется некоторый пофигизм: хочу эту булочку — и буду. Конечно, так вес за год приема лекарств увеличится. Но если мы следим за физической нагрузкой, за питанием — а это, в принципе, нужно делать всегда, — риск набора веса будет минимальным.

Миф седьмой

«Антидепрессанты вызывают у мужчин импотенцию».

Правильнее говорить — эректильную дисфункцию. Могут ли антидепрессанты привнести сложности в половую жизнь? Соглашусь. Но иногда они ее и улучшают.

Да, либидо может снизиться. Но тут важна гармония между партнерами — аппетит приходит во время еды. Да и способов повышения либидо множество: от романтических прогулок и ужина при свечах до физической активности.

Могут возникать сложности с достижением оргазма — как у мужчин, так и у женщин. Но и здесь должен подумать врач. Можно поменять препарат, если это очень значимо. Можно корректировать дозировку. В общем, проблема решаема. А иногда стоит просто закрыть глаза и договориться, что это не проблема. С отменой лечения все восстанавливается с лихвой.

Миф восьмой

«Ну и еще одна страшилка: это на всю жизнь».

Отвечу так: про «всю жизнь» не знаю, но в некоторых случаях прием может быть неопределенно долгим. Если при отмене препаратов состояние быстро и сильно ухудшается, а при возобновлении лечения происходит качественное улучшение, то да, длительный прием возможен.

Но принимают же люди антигипертензивную терапию, нормализующую артериальное давление? И как раз всю жизнь. Автор книги из таких: принимаю каждое утро и понимаю, что я улучшаю качество жизни и уменьшаю риски инсульта.

То есть длительный прием возможен, и в нем нет ничего страшного

В подавляющем большинстве клинических случаев он должен быть адекватно долгим, в среднем — около года. Это уменьшает риск рецидивов состояния.

Вот такие страшилки ходят в народе. А почему? От недостатка знаний. Теперь просветительская миссия будет лежать и на вас. Вообще, я считаю, что азы медицины и психологии должны преподаваться в школе. Преподаваться качественно и интересно. И тогда проблем в наших головах будет меньше.



Александр Мещеряков

Врач-психиатр

Личный сайт