Одежда из кожи меняет наши манеры до такой степени, что создается впечатление: не мы ее носим, а она нас. Животный магнетизм этого природного материала возвращает к корням, будит память предков-охотников, не знавших текстиля и одевавшихся в звериные шкуры. Ни появление инновационных искусственных материалов, ни усилия «зеленых» не способны заставить человечество полностью отказаться от использования этого дорогого, исключительно благородного сырья.
Кожа всегда сексуальна, и у этого ее свойства двойственный характер. Брутальная одежда из плотной черной кожи придает тому, кто ее носит, сходство с комиссарами полиции и героическими летчиками. Мягкая тонкая кожа, и особенно замша, нежна и утонченна — словом, женственна. Прикосновение к ее шелковой или, наоборот, бархатистой поверхности вызывает невероятно приятные, почти эротические переживания. Она амбивалентна, как инь и ян, она защищает, как броня, или облегает… как вторая кожа.
Ощущая силу
Рокеры, байкеры и просто любители курток-косух и черных кожаных джинсов превозносят исключительное удобство и практичность этой одежды. Эти предпочтения имеют и другие, менее очевидные причины: они облачаются в кожу — тяжелую, жесткую, почти негнущуюся — как в броню, для того чтобы чувствовать себя более защищенными или более сильными.
Натуральной коже даже идет потертость, заметная патина возраста, которую мы отказываемся признать в своем теле
«Люди, выбирающие такую одежду, выбирают и определенный стиль жизни, во многом противопоставляя себя обществу, — говорит социальный психолог Юлия Зудина. — Однако нонконформизм — это не противоположность, а обратная сторона конформизма, то есть «бунтарям-одиночкам» вовсе не настолько наплевать на мнение общества, как они желают показать. На деле они весьма уязвимы, отсюда — стремление заковать себя в броню, буквально на физическом уровне защититься от неодобрения окружающих».
Обнажая желания
Противоположность грубой черной коже — тончайшее шевро, лайка или замша. Она приятна на ощупь, обволакивает тело и струится, придавая движениям несколько хищную грацию. Или облегает, как перчатка. «Перчатки — это невероятно женственная деталь», — считает обозреватель моды Регина Козырева.
Многие носят супероблегающие кожаные брюки из тончайшей, почти перчаточной кожи, очень-очень узкие, похожие на лосины. «Здесь мы видим попытку примирить два женских стремления, — комментирует Юлия Зудина. — С одной стороны, желание выставить себя напоказ, продемонстрировать тело, открыть его взглядам и прикосновениям, с другой же — прикрыть недостатки, реальные или мнимые. Мы словно подменяем собственную, неидеальную кожу другой, на которой стоит печать «одобрено ведущими ценителями красоты».
Натуральная кожа и стареет красиво. Ей даже идет потертость, заметная патина возраста, которую мы отказываемся признать в своем теле.
Аромат секса
Некоторые люди с трудом переносят запах кожи, считая его чересчур агрессивным, даже животным. Но именно это его свойство и привлекает парфюмеров: «Я пытался поймать мощный чувственный запах, отдающий конской сбруей», — говорит Жан-Поль Герлен, вспоминая процесс создания мужских духов Habit Rouge. Запах выделанной кожи оттеняют ноты табака и дерева — эти духи принесли Герлену успех.
«Ноты кожи придают аромату особую чувственность, — считает Елена Кольцова, эксперт в области парфюмерии Guerlain. — Их главная характеристика — это сила. Сила сексуального желания, бравада и безрассудство. Это духи для смелых, причем как мужчин, так и женщин. Ведь из парфюмерии Guerlain многие дамы выбирают именно мужские духи. А мужчины, в свою очередь, «носят» женские».
Как считает Юлия Зудина, «человеческие, плотские запахи — мощнейший сексуальный стимул. На бессознательном уровне они привлекательны для человека. Социум же настаивает на том, что телесное должно быть максимально нивелировано или скрыто. Компромисс — это аромат, лишь имитирующий запах тела».
Ноты кожи — традиционный компонент мужских духов, но знаменитый парфюмер Серж Лютанс считает, что они могут быть носителем женского начала: «Кожа дает как сильные, отчетливо животные запахи, так и другие, более нежные телесные ароматы». По его мнению, духи с таким ароматом прославляют кожу, натуральную материю, в которой заключена особая сила природы, пробуждающая нас от анестезии цивилизации.
Почему они выбирают работать с кожей
«Немного осталось материалов в современном мире, к которым человек еще может прикасаться с душевным трепетом. И все эти материалы натурального, разумеется, происхождения: дерево, камень, кожа, шерсть и т. п. Кожа у меня вызывает приятные тактильные ассоциации, по-моему, это основное... Ну а сказочность этого материала, его характер дано узнать и ощутить не всем. Мне это открывается в момент создания вещи. Простой пример. Знаете, что надо сделать со старым задубевшим куском кожи, чтобы он размягчился? Подержать в руках!»
Максим Шаров, дизайнер
«Кожа — самая древняя человеческая одежда. Приятный на ощупь, дышащий материал, легко принимающий форму тела. Мне более близка ее женственная ипостась — мягкая тонкая кожа, замша или шеврет светлых оттенков. Современные технологии позволяют создать любые эффекты: кожа имитирует твид или становится тончайшим кружевом под действием лазера, но осязание вас никогда не обманет — стоит только ощутить ласкающее прикосновение бархатистой изнанки, напоминающей нежную губку из пудреницы. Работать с кожей — бесконечное тактильное удовольствие. Мне нравится ее запах: когда я приезжаю к поставщикам и захожу в помещение, где хранится кожа, я ощущаю восторг. Я различаю тонкие оттенки рыбьего жира, облагороженные запахом кожи, легкий запах паленого рога, возникающий при обжиге краев, — все это наполняет меня ощущением чего-то бесконечно родного, возвращающего меня к корням — возможно, в далекое прошлое человечества».
Ирина Деркач, дизайнер