«Я заранее готовлюсь к выходным: припасаю любимые орешки, напитки, расставляю их на столике рядом с диваном, — рассказывает 47-летняя Галина. — Около полудня начинается кулинарное шоу „На ножах“, показ длится до позднего вечера. Я уже посмотрела восемь сезонов и точно знаю, что отвлекаться можно только во время рекламных пауз. Иначе пропущу что-нибудь захватывающее: как поссорились повара на кухне или шеф выбросил не понравившиеся ему блюда прямо на глазах у их создателей. Я переживаю за неудачников, плачу вместе с героями, а потом обсуждаю с подругой новый выпуск».
34-летняя Анна тоже любит кулинарные шоу. Она подписана на канал своего любимого фуд-блогера: «У меня трое детей и муж, каждый день я готовлю на всю семью и часами стою у плиты на кухне. Намного приятнее делать это в компании симпатичного мужчины! Я включаю фуд-шоу, и мы вместе уже не просто готовим привычный борщ, а „создаем авторское блюдо по трендовому рецепту“. Мои знакомые знают, я всегда могу рассказать, что сейчас популярно, а какие рецепты уже в прошлом».
Почему мы любим фуд-шоу
Всех поклонников кулинарных шоу можно разделить на две большие категории. В первую войдут те, кто настроен на получение эмоций, с нетерпением ждет развития сюжета и новых выпусков. Для таких зрителей практические рекомендации вторичны. Зрители из второй категории, наоборот, обращают внимание на рецептуру и нюансы приготовления блюд и сразу применяют знания на практике.
Интересно, что среди практиков становится все больше миллениалов (родившихся с 1981 по 1996 год) и зумеров (с 1997 по 2012 год)
По данным исследовательской компании Hartman Group, около 50% представителей этих поколений все реже выбирают фастфуд и стремятся готовить самостоятельно. Они тратят на это около 37 минут в день. Причем сформировался этот тренд в семье: 97% семей с детьми считают домашнее питание важным, а 75% из них — очень важным.
Почему нам нравится наблюдать за тем, как готовят другие?
1. Коллективное бессознательное
«Разгадка популярности кулинарных шоу и фуд-блогов лежит в области нашего коллективного бессознательного, — считает социальный психолог Михаил Кузьмин. — В древности наши предки внимательно смотрели, что едят близкие. Этот адаптивный механизм помог им различать полезные и ядовитые корешки, научиться выбирать. Благодаря этому они выжили и оставили потомство. Поэтому большая часть нашего бессознательного связана с пищей, которая раньше была прямым синонимом выживания».
2. Желание подражать кумирам
Вторая причина — желание подражать, прикоснуться к жизни кумиров, быть как они хоть в чем-то. «Все мы учимся, подражая, — напоминает социальный психолог Павел Лукин. — Особенно ярко это свойство проявляется в подростковом возрасте. А сегодня многие молодые люди долго сохраняют признаки инфантилизма и после совершеннолетия — это общемировая тенденция. Недаром психологи всерьез говорят о том, что в ближайшем будущем подростковым будет считаться возраст до 20-25 лет».
Формально взрослые, но так и не достигшие психологической зрелости люди с удовольствием смотрят самые разные реалити-шоу, проживают чужие жизни, избегая выбора и ответственности в собственной.
Кухня маркетинга
Не менее действенный механизм, который успешно эксплуатируют создатели кулинарных шоу, — обращение к нашим детским воспоминаниям. «Муж надо мной посмеивается: когда на экране появляются герои шоу „Куки-внуки“, я замираю, опускаюсь на стул, невпопад отвечаю на вопросы, — признается 34-летняя Кристина. — Мой 12-летний сын не раз пользовался этим, хитростью получая разрешение на прогулку допоздна. В эти моменты я выпадаю из реальности и автоматически говорю: „Да, хорошо“, даже не вслушиваясь в слова близких. Смотрю на бабушек, которые готовят для внуков, и кажется, что моя бабушка приехала, снова печет на кухне пироги, я даже чувствую аромат своего любимого сливового».
Бабушки давно нет рядом, но есть приятный персонаж, который ее замещает, поясняет популярность подобных шоу Павел Лукин. Рецепты из детства, мягкий голос, седые волосы — и вот мы уже застреваем в сетях нейромаркетологов.
В новом пространстве информационной открытости мы получаем контент от разных создателей, каждый из которых преследует собственные цели
Тем важнее для нас настроить свой личный фильтр восприятия, который поможет критически выбирать ту информацию, которая для нас полезна, и — что не менее важно — отказываться от той, которая полезна не нам, а кому-то другому.
«Всегда помните о том, что фуд-медиа — часть более крупной индустрии производителей продуктов питания, — призывает Михаил Кузьмин. — И поэтому на экранах телевизоров, в соцсетях мы всегда будем видеть героев, способных продать нам продукты с самой высокой доходностью». Образ бабушки из детских воспоминаний может оказаться частью стратегии продвижения, так что стоит тренировать способность замечать, к каким действиям нас побуждают возникшие эмоции.
Фуд-тренды: курс на здоровье
Новые медиа (соцсети и блогерские платформы) активно влияют на общественное мнение, в том числе в сфере гастрономических предпочтений. По данным «Ромир» за 2022 год, 78% жителей крупных городов России относятся положительно к принципам здорового питания. Причем 28% из них изменили свое отношение к ним в позитивную сторону в течение 2021 года. Участники исследования считают, что здоровое питание помогает им поддерживать психологическую устойчивость, снижает тягу к вредной еде и в целом повышает качество жизни.
Фильтруем рынок
Как выбирать только тот контент, который созвучен нашим истинным целям, и превратить фуд-медиа в своих друзей, рассказывает Михаил Кузьмин.
1. Подумайте о целях
Спросите себя, зачем вы смотрите шоу. Возможно, это просто релакс: сейчас вам необходимо отдохнуть, переключиться. Или желание разнообразить меню, узнать новые рецепты. Цели могут быть разные. Например, мы можем подписаться в сети на ЗОЖ-блогеров, чтобы поддерживать ценности здорового питания.
2. Откажитесь от лишнего
После того, как вы определили, какие блоги и передачи соответствуют вашим целям, отпишитесь от лишних каналов. Настройте свою ленту на те медиа, которые помогут вам достичь желаемого. Например, если вы мечтаете о здоровом, сильном теле, то незачем смотреть шоу, где готовят высококалорийные блюда. Исследователи доказали, что это лишь повысит аппетит и даже может привести к набору веса.
3. Осознайте свою уникальность
Некоторым из нас очень важно оставаться в тренде, подражать своим кумирам даже в том, что они едят. Философ и социальный психолог Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы» назвал это явление автоматическим конформизмом. Оно заключается в том, что нам хочется подражать популярным трендам, быть как все. Но не стоит забывать, что это всего лишь один из способов убежать от свободы. Наша жизнь уникальна. И ни один фуд-блогер или шоу-проект не даст нам такое же замечательное тело, как наше собственное, — при условии, что мы употребляем полезные продукты.
4. Создайте ритуал приема пищи
Частенько мы смотрим любимые шоу вприкуску с попкорном, шоколадкой или тем, что нашлось в холодильнике. И это простое действие заставляет нас переедать.
Михаил Кузьмин предлагает изменить этот паттерн поведения на осознанное потребление: «Невозможно съесть много попкорна или других снеков, просто глядя в стену. Поэтому мы ищем другие удовольствия, например такие, как просмотр шоу или фуд-видео, чтобы сделать этот процесс более приятным. Проведите небольшой эксперимент, подсказанный нам основателем гештальт-терапии Фрицем Перлзом: возьмите тарелку с едой и постарайтесь направить все свое внимание лишь на пищу. Не отвлекайтесь на окружающее, почувствуйте вкус еды со всеми нюансами, ее аромат, температуру, текстуру».
Повторяя упражнение всякий раз, когда нам захочется «чего-нибудь пожевать», мы вскоре заметим, что нам больше не нужно дополнять еду просмотром информационного фастфуда.
Когнитивно-поведенческий психотерапевт
Социальный психолог