Что такое дислексия
Дислексия — это расстройство, связанное с нарушением навыков чтения и письма. «Люди с дислексией видят текст совершенно по-особому. Для нас с вами слова ровно напечатаны на плоском листе бумаги, и буквы следуют друг за другом по порядку — бери и читай. Человек с дислексией смотрит на каждый символ словно в 3D-очках, видит его одновременно со всех сторон. Текст танцует перед ним, не собираясь в цепочку, а рассыпаясь на элементы, — рассказывает психолог Элина Воронцова. — Чтобы прикоснуться к реальности человека с дислексией, вырежьте из картона букву „Е“ и покрутите. В ваших руках она превратится в „ш“, под определенным углом покажется похожей на „п“. Представьте себе, что так происходит с каждой буквой даже небольшого рассказа. Ваша голова уже начинает кружиться?»
Для ребенка с дислексией каждое столкновение с текстом — стресс и отчаяние. Его нарушение может несколько лет оставаться скрытым для родителей и учителей, поскольку ему сложно объяснить свои ощущения — он не знает, как должно быть в норме.
Выхода у такого ребенка два: вызубривать тексты на слух, притворяясь, что он умеет читать без запинки, или избегать чтения всеми силами, что со стороны может казаться проявлением лени. Впрочем, чем раньше удается обнаружить дислексию, тем оптимистичнее прогноз ее коррекции до уровня комфортного обучения и жизни.
Причины дислексии
На развитие расстройства влияют как нейробиологические, так и социальные причины.
Нейробиологические причины
К ним относятся врожденная пониженная активность и плотность определенных зон мозга, дисбаланс его полушарий, отвечающий за равновесие как тела, так и текста. Привести к таким изменениям могут черепно-мозговые травмы и серьезные инфекции, затронувшие малыша в утробе мамы или уже после родов.
Социальные причины
Спровоцировать развитие нарушения могут и социальные факторы. Среди них изоляция ребенка от регулярного, доброго общения. Например, близкие люди могут игнорировать любопытство ребенка, не знакомить его с самыми разными текстами (от вывесок магазинов до инструкций и сказок), не показывать, как из частей появляется целое (приготовление еды, сборка конструктора).
Как ни странно, к социальным причинам дислексии относят и прямо противоположное, одобряемое обществом поведение родителей: максимальную загрузку ребенка учебным материалом, заполнение всего его времени развивающими секциями. Его растущий мозг будет покорно впитывать лавину новой информации.
Но психика еще не приспособлена к тому, чтобы вовремя распознавать сигналы усталости. В результате мозговая активность может дать сбой. Как это проявляется? Символы, которые улавливают зрительные рецепторы, перестают усваиваться и не анализируются мозгом. Они словно стоят в очереди в его переполненные отделы.
Задача родителей — присматриваться к поведению ребенка, выделять время для простых игр, расслабления, «ничегонеделания» и «полезной скуки».
Диагностика
Дислексия чаще всего диагностируется в первых классах школы. Именно в этот период ребенок сталкивается с чтением и письмом. Становятся очевидны сложности, связанные с восприятием текста. Среди основных симптомов легкой формы дислексии психолог выделяет следующие: незначительные, но устойчивые ошибки в одних и тех же словах, зеркальное написание букв. При более тяжелой форме расстройства ребенок может жаловаться, что текст перед его глазами «вращается целиком, образуя объемную, как стая птиц, фигуру».
Психолог отмечает, что дебютировать дислексия может и во взрослом возрасте. Симптомы расстройства часто появляются после перенесенных травм или инсульта. Взрослому человеку вдруг становится тяжело прочитать название улицы, поставить подпись в договоре или повернуть руль машины в нужную сторону. «Порой это вызывает шок. Взрослый человек не может смириться с проблемой и долгое время отрицает ее симптомы», — рассказывает Элина Воронцова.
Коррекция дислексии
Хорошая новость в том, что как у детей, так и взрослых дислексия и дисграфия поддаются корректировке. Сделать процесс обучения письму более комфортным или вернуть утерянные навыки помогают неврологи и педагоги-дефектологи. На комплексных коррекционных курсах можно заниматься в группе или индивидуально. Такие занятия помогают взрослым и детям легче концентрироваться, научиться управлять своим вниманием, в нужный момент «выключать» динамическое мышление.
Неожиданные бонусы
Безусловно, дислексия создает неудобства при обучении чтению и письму. Риску подвергается репутация ребенка в глазах сверстников. Но эта особенность не ограничивает его развитие и успешность, напоминает психолог Элина Воронцова. У людей с особенным восприятием текста часто обнаруживается прекрасная зрительная память и тонкий слух.
Эта «суперспособность» помогает им двигать в уме объекты, под разными углами смотреть на привычные ситуации и находить нестандартные решения. Проявиться эта способность может где угодно — при решении пространственных задач в начертательной геометрии или любой другой области, где ценно мыслить творчески и креативно.
Психолог отмечает, что от того, как близкие люди будут воспринимать подводные камни и бонусы дислексии, зависит многое: «Поддержите близкого (ребенка или взрослого) в адаптации и освоении помогающих техник. И поговорите о том, что дислексия не делает его хуже других. Это поможет ему принимать свои и чужие особенности. А это разговор уже не только о чтении».
Практикующий психолог, член Всемирной ассоциации позитивной психотерапии, автор серии тренингов для подростков и их родителей Sevteenclub
Личный сайт