Многие даже не осознают, что любят петь, — просто подпевают (про себя или вслух) любимой мелодии за рулем автомобиля или тихо мурлычут что-то в процессе мытья посуды или иной монотонной работы. Другие наслаждаются звучанием своего голоса в полную силу — в караоке-баре или под гитару в кругу друзей.
«Пение компенсирует нашу технократическую «задушенность», — считает доктор психологических наук и искусствоведения Дина Кирнарская. — Современный человек существует под шум машин в городе-муравейнике, часами сидит за компьютером, а пение возвращает нас к истокам, дает выход первобытной музыкальности. Оно приносит удовольствие и наполняет энергией, как отдых на берегу океана. Вот почему японцы изобрели караоке — особый способ развлечься и отдохнуть посредством пения, «перезарядить батарейки».
Голос предков
Звук — самый древний способ коммуникации. «Пение старше речи, как эмоции старше разума. Люди пели раньше, чем начали говорить», — объясняет Дина Кирнарская. Потребность и способность выражать голосом некие смысловые акценты присуща нашей природе и глубоко естественна — когда-то это было прообразом членораздельной речи.
«В первобытные времена общинное пение было способом присоединиться к коллективным ценностям, — продолжает Дина Кирнарская. — Такого понятия, как «фальшивое пение», просто не существовало. В контексте религиозного транса, который заставлял людей петь и танцевать, не было важно, хорошо это или плохо. Это сейчас пение стало артистической деятельностью: попросить человека спеть публично — это все равно что сказать: «Станцуй, как балерина, «Танец маленьких лебедей».
Но потребность «звучать» оказывается у многих так сильна, что некоторые готовы преодолеть свое стеснение и отправиться на занятия по вокалу.
«В основном учиться петь приходят взрослые люди, все из нетворческих профессий, — говорит Анна Мэйли, частный педагог по джаз- и эстрадному вокалу. — Одни хотят реализовать свои детские мечты, другие — научиться петь караоке. Когда ты можешь сделать что-то такое, чего не умеют другие, повышается самооценка. И это вдохновляет — аплодисментов хочется все больше и больше».
(Не) своим голосом
В пении больше, чем чистота голоса, важна его связь с эмоциями, которые нас глубоко затрагивают. Иными словами, прежде чем стараться издавать «красивые» звуки, лучше сосредоточиться на своих ощущениях, отказаться от диктата классических представлений о вокале и найти собственный голос, не стремясь подражать тембру других.
Таким моментом открытия «подлинной себя» для певицы и актрисы Тины Георгиевской стала встреча с Андреем Котовым, руководителем ансамбля старинной духовной музыки «Сирин», который помог ей открыть ее настоящий голос.
«Показалось, что у меня из груди выросла третья рука. Во мне, оказывается, умещалось и всегда жило нечто огромное, о чем я и понятия не имела, — вспоминает Тина. — Я ходила по дому и наслаждалась звуком, который был еще шершавый, непластичный, но зато мой, живой». Теперь Тина Георгиевская учит «звучать» других с помощью собственной психотерапевтической методики.
Войти в резонанс с собой, с пространством и другим человеком — это дает огромное удовольствие и пользу
И просто петь наедине с самим собой — это очень полезно, уверен Владимир Коробко, преподаватель вокала в Музыкальном училище имени Гнесиных, педагог проектов «Фабрика звезд».
«Люди испытывают эйфорию, когда слышат песню Уитни Хьюстон «I will always love you»: своим звучанием она гармонизирует нашу энергетику — отсюда ощущение восторга от прослушивания. На профессиональном жаргоне этот прием называется «прокачать слушателя» и давно используется американскими продюсерами. Подпевая Хьюстон, вы стремитесь воплотить гармонию, уравновесить энергетику», — говорит Владимир Коробко.
«Каждый голос исключительно индивидуален, поэтому вряд ли стоит пытаться петь в точности как Хьюстон, — полагает Тина Георгиевская. — Другое дело — резонанс с самим собой, с пространством и с другим человеком. Это дает колоссальное удовольствие и пользу».
Петь всем телом
«Наше тело от рождения умеет петь», — утверждает французский ортофонист Филипп-Николя Мело. Он преподает вокал, но предпочитает говорить, что «не учит петь, а помогает голосам рождаться». «В процессе пения в нас непрерывно циркулирует энергия — она не только тратится, но и накапливается», — объясняет он.
«После двух часов пения я чувствую усталость, как после занятий спортом, и сплю как младенец. Это моя личная йога», — рассказывает Кристина, банковский работник. Так же как и практика йоги, пение учит нас управлять дыханием. И не только.
«Процесс пения затрагивает буквально каждую клеточку тела. Вибрации голоса распространяются и захватывают нас от макушки до пят», — подтверждает Филипп-Николя Мело. Это и психологический, и физиологический феномен: наполняющий тело звук распространяется через скелет, заставляет вибрировать сосуды. Мы вовлечены в этот процесс эмоционально и телесно — это позволяет пережить момент целостности нашего существа.
Положительное влияние пения можно использовать для улучшения самочувствия — на этом основана, например, методика пения во время беременности и родов. «Звуковые вибрации на уровне мозга повышают секрецию эндорфинов, нейромедиаторы подавляют боль и дают ощущение хорошего самочувствия», — объясняет врач-акушер Самира Бен Хадж Йая, специалист по предродовому пению.
Пение тесно связано с дыханием, поэтому используется для избавления от храпа и бессонницы, для улучшения обмена веществ и укрепления иммунитета, помогает бросить курить и избавиться от лишнего веса. Известен и косметический эффект от пения — это следствие артикуляционных упражнений, сопутствующих занятиям вокалом.
Возможность не сдерживать чувства
Социальные нормы вынуждают нас быть сдержанными, но, начиная петь, мы перевоплощаемся. «Я — это уже не я, а артист, который может себе позволить быть раскованнее», — так Тина Георгиевская объясняет столь распространенное увлечение караоке.
«В большинстве ситуаций вы не можете в полной мере проявить свои истинные чувства, — замечает психолог Дина Кирнарская. — В пении же выражаете свои чувства открыто, не стесняясь, иногда даже преувеличенно. Это оказывает психотерапевтический эффект: мы даем выход эмоциям в условиях вынужденной сдержанности и политкорректности, которые предписывает нам цивилизованное общество».
В этом пение сродни танцу: выражать посредством звука сильные эмоции — значит дать выход энергии, которая в них заключена. Это один из самых эффективных способов снять стресс, поэтому многие певцы говорят, что искусство владеть своим голосом помогает владеть собой. Другими словами, прожить свои печали, исполняя классические русские романсы, или, наоборот, испытать моральный подъем, напевая арии Верди под душем, — будет для нас одинаково благотворно.
«Песня — это выражение нашей человеческой сущности»
«Я пою везде. Вот сейчас домой ехал и напевал: «Жил отважный капитан, он объездил много стран...» Хотя в машине есть радио, я его не слушаю, а пою. И ощущаю душевную радость. Песня — это выражение человеческой сущности, она гораздо точнее передает наши чувства, чем просто слова. Мой отец, сколько я его помню, пел русские народные песни и романсы. Вместе со своими двумя братьями он пел в церкви, у дедушки, который был священником. Дома тоже пели: «Из-за острова на стрежень…», «Есть на Волге утес, диким мохом порос…» Ну и конечно, «Спят курганы темные» — это наша любимая песня».
«Пение в церковном хоре трогает меня до слез»
«В детстве, в свердловском дворце пионеров, я пел сольную партию в оперном спектакле — нас даже записывали на радио. Помню ощущение наслаждения, когда сквозь тебя проходит поток воздуха и ты извлекаешь из него звуки. Теперь я уже шесть лет пою в церковном хоре — это совершенно особая вещь. Совсем другое ощущение, нежели от оперного пения: бывает так красиво, что трогает до слез. Раньше и в России, и в Европе была традиция музицировать дома — думаю, и сейчас было бы неплохо, если бы всех с детства учили музыке. Мои дочери, например, ходят в музыкальную школу — не для того, чтобы стать музыкантами, но для дисциплины души, умения работать и преодолевать трудности».
«Для меня пение хором — это объединение душ»
«Я заканчивала музыкальное училище, где перепела всю хоровую литературу. Пение хором — это объединение душ. У нас в училище был гениальный дирижер. Помню невероятное детское ощущение, когда он держал на кончике жеста мою душу и мой голос. Я люблю слушать и подпевать. Певец поет на сцене, а я на своем месте в зале сижу и пою. Правда, для меня испытание, если кто-то фальшивит, — у меня есть одна подруга, которая поет «мимо нот». Это катастрофа. Но, если человек хочет, пусть поет!»
«Это способ релаксации: тело входит с эмоциями в резонанс»
«Я обычно пою в машине, когда еду и слушаю музыку. Если совсем плохое настроение, можно в машине очень громко попеть, даже покричать — и как-то легчает. Это способ релаксации: тело входит с эмоциями в резонанс, и организм расслабляется. В детстве я пела на украинском, потому что выросла на Украине. А сейчас и на русском, и на английском. И на французском: в связи с мюзиклом Notre Dame de Paris много французской речи усвоилось, хотя по-французски я совсем не разговариваю».
«Горжусь, что за «День Победы» получил в караоке 100 баллов!»
«У меня есть караоке в кабинете, дома и на даче. И есть около десяти песен, которые отмечены особо, — пою их, когда есть время, когда я один. Люблю те песни, которые еще в детстве в душу запали, отдыхаю душой, когда пою. Выступаю публично, когда приглашают. А самую первую песню, которая была написана специально для меня, под названием «Россия», я исполнял с казачьим хором. Очень люблю патриотические песни: в караоке за «День Победы» получил 100 баллов!»
Книги на тему
- Дина Кирнарская «Музыкальные способности» (Таланты — ХХI век, 2004).
- Владимир Мартынов «История богослужебного пения» (Русские огни, 1994).
- Алексей Иванов «Искусство пения» (Голос-пресс, 2006).