Для многих забота о детях в наше время хрупкого благополучия — это дополнительная нагрузка. Как сделать так, чтобы общение с детьми давало нам силы?
Татьяна Бедник: Общение с детьми — это обоюдный процесс. С одной стороны, мы о них заботимся, а с другой — дети становятся нашей поддержкой. Глядя, как непосредственны они в игре, в выражении чувств, мы заражаемся этой полнотой переживаний, включенностью в настоящее.
Когда мы сосредотачиваемся на взаимодействии, у нас четко выстраивается иерархия ценностей. Самое ценное остается с нами: наша семья, отношения, любовь. Нас не перестают беспокоить события в мире, но больше они не поглощают нас полностью. Потому что в эту минуту нам нужно заботиться о малыше: варить суп, строить башню или надувать мяч. Так мы осваиваем искусство маленьких шагов и тем самым возвращаем жизни смысл.
Очень хочется найти этим летом радость…
Тогда напомню, что радость встречается нам постоянно и в самых неожиданных местах. И именно дети хорошо умеют ее замечать. Например, мы идем с ребенком по тропинке и слышим «тук-тук» над головой — это дятел стучит; строим вместе замок из песка, и вдруг прямо на башню садится бабочка-капустница, разве не удивительно? Мы, взрослые, по привычке пропускаем эти моменты, а дети дергают нас за руку, замирают от восторга и так приглашают нас в свою реальность.
Да, приглашают, но как войти в эту детскую реальность нам, уставшим и разрывающимся между делами?
Войти в нее легко независимо от загруженности. Сместите фокус внимания, смотрите глазами ребенка, не пренебрегайте мелочами: кофе пахнет вкусно, знакомого встретили и улыбнулись, вечером за столом на несколько минут отложили телефоны и поговорили о событиях дня.
И почаще вспоминайте себя в возрасте вашего ребенка, это простое действие будет возвращать вас к спонтанности и принятию
Вот вам пять лет, и вы узнали, как отличить клен от дуба; а вот 12 — и вы с отцом встречаете рассвет. Вспоминая такие эпизоды, вы поймете, что способно вдохновить и вас, и ребенка.
Какие открытия мы совершаем, играя вместе с детьми?
Для ребенка игра — это целая жизнь. В ней он выражает себя спонтанно, если его идеи не критикуют, не дают указаний. Если он проживает свои тревоги, избавляясь таким образом от страхов, — не станем мешать ему, будем просто присутствовать.
По его примеру мы так же можем погрузиться в мир игры, и это станет своеобразной «психотерапией для взрослых». Что нам мешает стать настоящим партнером ребенку, присесть вместе на ковер и так же, как он, отыграть свои проблемы и заботы, доверяя тревоги игрушечным слонику и лошадке? Мы будем вместе переживать разные эмоции: радоваться, грустить, бояться.
А еще хорошо было бы говорить о своих чувствах. Например, играя за разных персонажей, полезно проговаривать их чувства по очереди: «Ах, ты сделал мне больно, и мне так грустно», «Как я рад, что мы вместе идем гулять!» и так далее. Дайте себе и ребенку право выражать собственные чувства, легализуйте их. Наш искренний интерес к тому, во что играет ребенок, открывает «портал» к доверительным отношениям с ним и делает и нас самих более открытыми.
Этот совет работает, даже если папа с сыном играют в «танчики» в интернете?
Не имеет значения, в какие игры мы играем вместе с ребенком. Подойдет все, что дарит хорошее настроение. А выбор игры зависит от возраста ребенка: малышам больше интересны сюжетно-ролевые и подвижные игры, а подростки с удовольствием поиграют в «настолки» и компьютерные игры. Будет здорово вспомнить игры, которые радовали нас самих в детстве.
Взрослым бывает трудно вспомнить себя в детстве…
Предлагаю поэкспериментировать. Вначале там, где вас никто не видит, попробуйте попрыгать или потанцевать вместе с ребенком. Поймайте свое удовольствие от движения, которое вы делаете без определенной цели, просто потому что нравится. Поиграйте в подвижные игры вместе с ребенком в парке, на детской площадке или на дачном участке. Можно устроить вечер любимых песен, рисовать на рулоне старых обоев или ватмане.
Так вы выпустите своего внутреннего ребенка, перестанете его прятать и почувствуете, что вы можете для него сделать: порадовать, побаловать или успокоить, утешить.
И все-таки как это поможет нам снять стресс, когда мы работаем 24/7, а кто-то теряет работу?
Мы можем позаботиться о себе в любых, даже самых сложных обстоятельствах. Если взрослый совсем «в загоне», это означает обычно, что его внутренний ребенок сидит в темном углу и плачет. Или уже даже и не плачет, и тогда у нас иссякает жизненная энергия. В состоянии острого стресса нам действительно может быть трудно играть с детьми и рассказывать им сказки на ночь. Это указывает на необходимость заняться собой, отдохнуть, возможно, проконсультироваться с психотерапевтом.
А стоит ли переламывать себя и заставлять играть, если силы есть, но нам это неинтересно?
Заставлять себя играть не надо. Дети всегда настроены на родителя и чувствуют его состояние, даже если не могут сказать словами, что происходит. Если родитель раздражен — а так оно обычно и бывает, когда мы себя заставляем, — то игра и ребенку тоже не принесет радости. Тогда лучше честно объяснить: «Не могу сейчас играть, подожди, пожалуйста, в субботу у меня будет время» (и в субботу тогда действительно поиграть) или «Эта игра мне не подходит, давай придумаем что-то другое».
Если вам не нравятся игры — ни подвижные, ни настольные, совсем никакие, — может быть, есть другие занятия, которые вам приятны
Например, прогулки, чтение книг, просмотр и обсуждение фильмов, приготовление пищи, даже уборка, — с ребенком можно делать множество разных дел. Если они нравятся вам, приглашайте ребенка поучаствовать в них, рассказывайте, что вас увлекает, ищите, и вы найдете.
Нужно ли учить детей понимать сигналы тела, прислушиваться к нему — или, наоборот, это они нас научат?
Присмотритесь к сыну или дочери, и окажется, что он или она просто эксперт в вопросах понимания своего тела. Все мы функционируем на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и телесном. И если взрослые часто застревают на когнитивном уровне, то дети легко считывают сигналы тела. Если им жарко, снимают носочки, бегают босиком, если устали — усаживаются поудобнее. Так они заземляются, находят телесную радость.
Когда мы много переживаем, нам хочется сбежать от мира, спрятаться в кокон. В такое время особенно полезно перенять у детей привычку быть в контакте со своим телом. Для начала просто расправьте плечи, потянитесь, прислушайтесь к себе и не забывайте добавлять небольшие физические нагрузки: тут подойдут и йога, и массаж. Подмечайте, когда вашему телу хорошо, на что оно откликается с благодарностью. Непосредственность восприятия, спонтанность в выражении эмоций, доверие телу — все это тоже помогает вернуть себе радость.
Детский психотерапевт, клинический психолог, автор тренинга «Эффективное взаимодействие родителей с детьми».
Личный сайт