О том, что нам хорошо бы знать о психотерапии, рассказывают клинический психолог из Колорадо Стефани Смит, клинический психолог, профессор Фуллеровской школы психологии Райан Хоуэс и помощник исполнительного директора по исследовательской работе Американской психологической ассоциации Линн Бафка.
1. Психотерапевт не дает советов
Не рассчитывайте услышать от него, что вам нужно развестись или уволиться с работы, и тому подобные рекомендации. «На самом деле наша работа в том, чтобы помочь человеку лучше узнать себя и начать думать иначе, вести себя иначе, иначе смотреть на мир, — говорит Стефани Смит. — А вовсе не в том, чтобы давать советы».
Конечно, психотерапевт может рассказать о стратегиях, помогающих справляться с такими проблемами, как депрессия, тревожность, биполярное расстройство
Но в том, что касается решений, определяющих вашу жизнь, он выступает скорее как помощник. «Неужели вы идете к психотерапевту для того, чтобы передать ему власть над собой? Или все-таки вы сами хотите управлять своей жизнью?» — спрашивает Райан Хауэс.
2. Специалист сам проходит психотерапию
«Я бы никогда не доверился психотерапевту, который не посещает психотерапевта», — продолжает эксперт. Большинство психотерапевтов проходят свою психотерапию, может быть, не постоянно, а время от времени, на том или ином этапе своей карьеры.
3. Психолог работает не только с психическими расстройствами
«Это одно из самых распространенных заблуждений, будто клиенты психотерапевтов — только люди с психическими расстройствами, — объясняет Райан Хауэс. — Клиенты приходят к нам с самыми разными проблемами, отнюдь не связанными ни с каким диагнозом. Впрочем, если расстройство все же диагностировано, вам нечего стыдиться, точно так же как вы не стесняетесь рассказывать врачу о любых других проблемах со здоровьем».
Когда человек переживает внутреннюю борьбу, однако еще не истощен, он обычно не видит смысла обращаться к психотерапевту
«На самом деле, если вы чувствуете, что увязли в проблемах и не можете с ними справиться, если вы подавлены, лучше проконсультироваться со специалистом», — уверена Линн Бафка.
4. Психотерапевт не расскажет тайны клиента третьим лицам
«Конфиденциальность — правило номер один, — говорит Райан Хауэс. — Я быстро потеряю свою лицензию, если начну обсуждать своих клиентов со знакомыми или родными».
Впрочем, психотерапевты могут обсуждать некоторые случаи в узком кругу коллег, которым доверяют. «Мы устраиваем такие встречи регулярно, кто-то раз в неделю, кто-то раз в месяц, — рассказывает Стефани Смит. — Рассказываем о трудных случаях, выслушиваем мнение коллег. Но никакой информации, позволяющей идентифицировать клиента, мы не сообщаем».
5. Профессионал не ищет в Сети информацию о клиенте
«Это было бы нарушением границ и принципа конфиденциальности», — объясняет эксперт. Они работают с той информацией, которую вы им преподносите, и не будут спрашивать, как вы объясните «ту картинку» в соцсети, которую вы запостили на днях. «Я никогда не буду гуглить в поисках информации про клиента, мой принцип — процесс терапии ограничен пространством моего кабинета», — подтверждает Райан Хауэс.
6. Психотерапевт «не узнает» клиента, если он первым его не поприветствует
У вас свидание в ресторане, и за соседним столиком вдруг оказался ваш психотерапевт. Можете не бояться, что он подойдет и скажет: «Добрый вечер! Рад видеть, что вы в порядке!» «Психотерапевт не должен показать, что знаком с вами, если вы сами не сделаете первый шаг. Но и в этом случае он не раскроет окружающим, что вы ходите к нему на терапию, если вы сами не скажете об этом», — объясняет Линн Бафка.
7. Главное — найти подходящего психотерапевта
«Самый известный, самый авторитетный психотерапевт в мире не поможет или мало поможет вам, если вы с ним не будете совпадать, — говорит Стефани Смит. — Совместимость — один из главных факторов успеха».
Как показывают исследования, она даже важней, чем метод терапии, квалификация терапевта, продолжительность терапии и прочее
Как понять, что вы нашли «своего» терапевта? «В этом случае вы будете чувствовать, что вас слышат, понимают, уважают, принимают и вы в безопасности. Хотя сам по себе процесс психотерапии может быть нелегким», — объясняет Линн Бафка.
8. Простого присутствия клиента недостаточно — нужно активно участвовать в процессе психотерапии
Порой, отправляясь к психотерапевту, клиенты думают, что все, что от них требуется, это посещать сеансы. Примерно так, как они приходят к врачу с жалобами на сильный насморк и уходят с рецептом на антибиотик.
«Если человек приходит к нам с установкой „решите мои проблемы“, он будет сильно разочарован», — говорит Райан Хауэс. Психотерапия невозможна без сотрудничества клиента и терапевта, пассивное ожидание результата ничего не даст.
9. Психотерапевт не всеведущ
«Нередко люди полагают, что психотерапевты обладают способностью читать душу клиента. Но это не так, — предупреждает Линн Бафка. — Мы получили специальное образование, у нас есть определенное понимание человеческой природы, поведения, эмоций, и с помощью этих знаний мы можем анализировать ситуацию, в которой оказался наш клиент. Мы не можем волшебным образом заглянуть в его душу, понимание — это процесс».
10. Это нелегкий труд
Принимать по несколько клиентов в день, помогать им справляться с тяжелыми переживаниями и травмами — все это требует больших душевных затрат. «Да, когда ты час за часом, день за днем вникаешь в человеческие драмы, потом порой не хватает сил на собственную семью, — отмечает Стефани Смит. — Но с этим можно научиться справляться».
«Мы профессиональные хранители секретов, — говорит Райан Хауэс. — Со временем этот груз начинает давить все больше. Поэтому нам тоже нужны свои конфиденты, с которыми мы можем откровенно поговорить».
И тем не менее они чувствуют большое удовлетворение от своей работы
«Я вижу, что психотерапия работает. Клиенты обретают новый взгляд на вещи, новые способы действовать. Они начинают лучше справляться с жизнью, будь то сфера отношений или работы», — говорит Линн Бафка. «Я просто люблю людей, — признается Стефани Смит. — Мне нравится глубже понимать их, вот и весь мой секрет. Для меня они бесконечно интересны». «Я с восхищением наблюдаю внутренний рост своих клиентов», — добавляет Райан Хауэс.