Психологический возраст чаще всего понимается как уровень развития личности, внутреннее состояние, в котором застыла ваша психика. Как правило, это застревание связано с событием, пережить которое у вас не получилось, с проблемой в прошлом, которую вы не смогли решить. Например, тяжело переживали развод родителей, потеряли что-то привычное и важное, стали жертвой морального или физического насилия.
Все это влияет на психологический возраст. Каким же он может быть?
1. Детский
Во многих сферах жизни человек реагирует и действует как ребенок, которому от 3 до 7 лет. Часто, сталкиваясь с проблемами, ощущает вину, беспомощность, слабость, ничтожность или, напротив, чувствует себя неоправданно всесильным или ответственным за все. Психологическому «ребенку», сколько бы ему ни было лет по паспорту, нужен рядом кто-то большой, состоявшийся, сильный, кто может «взять на ручки». Этот большой либо сам будет защищать и вести за собой, либо ему нужна защита и помощь.
Что делать
Учиться самостоятельно принимать решения, сначала в малом.
Прислушиваться к себе, искать свои сильные стороны и использовать свои способности в работе, получая в ответ опыт, деньги и стабильность.
Давать себе то, чего не хватает. Обнимать себя, заботиться о себе, дарить себе подарки, налаживать здоровые отношения с людьми.
Отпускать людей, не стремиться решить за всех любые задачи, давать другим свободу.
2. Родительский
Такому человеку свойственно поведение ребенка в возрасте от 8 до 12 лет. Это время, когда ребенок обучается родительским шаблонам воспитания, коммуникации с миром. А как родители общаются с детьми? Далеко не всегда как со взрослыми. Поэтому он чувствует превосходство над другими: поучает, наказывает, поощряет. Делает «как правильно» и «как надо», забывая о том, как хочется.
Психологические «родители» могут быть «поддающимися» и «авторитарными»
«Поддающиеся» идут на поводу у «детей», «балуют» их, поощряя вседозволенность, беспринципность и хаос. «Авторитарные» подавляют детские порывы, непосредственность, искренность. Выстраивают жесткие границы, запрещают, лишают «ребенка» права выбора и самостоятельности. Говорят, как правильно, используют угрозы и насилие.
Что делать
Выходить за рамки авторитарного или поддающегося поведения, даже если оно усвоено с детства.
Учиться по книгам и на чужом примере, как взаимодействовать с людьми и воспитывать собственных детей.
Позволять близким самостоятельно принимать решения.
Устанавливать здоровые границы, участвовать в жизни близких экологично, а не с позиции насилия или вседозволенности.
3. Подростковый
Такие люди не могут перерасти возраст от 13 до 20 лет. Подростковая динамика личности — это поиск себя, отделенность, бунт, протест:
«я сам решаю»,
«я не буду таким, как вы, я другой»,
«я найду тех, кто меня понимает, вы мне не нужны»,
«я буду делать то, что хочу».
Когда физический возраст от 13 до 20 лет, такое поведение полезно. Оно формирует необходимый опыт и в итоге приводит к зрелости.
Сложнее, если человек превращается в подростка, когда ему за 30, а иногда и за 40, когда есть дети, семья, бизнес или работа
Именно в таком состоянии уходят из семьи, изменяют, бросают все и отправляются искать себя. Человек хочет вернуть себе подростковую свободу, если в юности слишком за многое отвечал и не успел пожить в свое удовольствие. Бывает и по-другому. Человек настолько привык к беззаботной жизни, что, даже взрослея, не может взять на себя обязательства. Семья, бизнес, дети — все кажется скучным, серым, унылым.
Что делать
Учиться постоянству в отношениях: в дружбе, в любви, в партнерстве.
Прислушиваться к потребностям других людей.
Искать подходящий баланс близости, не бояться подпускать к себе и открываться.
Придумывать способы, как сделать повседневную жизнь разнообразной, наполненной, активной.
4. Взрослый
В этом психологическом возрасте человек может объединить в себе положительные стороны всех перечисленных возрастов, черпать из них ресурс, интегрировать в жизнь. Ему присущи и чистота, непосредственность «ребенка», и заботливость, умение делиться, устанавливать границы «родителя», и энергия, активность, интерес к жизни «подростка», и способность проявлять все это в зависимости от времени, места и обстоятельств.
Взрослому хорошо одному и прекрасно с кем-то. Он знает, чего хочет, но не зависит от своих «хотелок»
Умеет отпускать, но умеет и ценить то, что имеет. Взрослый опирается на себя, но в сложной ситуации может обратиться за помощью. Он чувствует себя частью мира, но понимает свою особенность.
Трансформационный тренер, эксперт по коммуникации и психологии взаимоотношений.
Личный сайт