Сегодня все говорят об эффективности. Любое отклонение от рабочего графика считается преступлением перед компанией, руководителем и командой и называется страшным словом «прокрастинация». Выпить чашку кофе или поговорить с другом по телефону в рабочее время считается недопустимым, специальные программы следят за активностью в интернете, а босс неодобрительно качает головой, заметив отсутствующий взгляд сотрудника на совещании.
Прокрастинация не самое страшное явление на свете. Многие изобретатели, музыканты и писатели были прокрастинаторами. Моцарт написал свою знаменитую увертюру к опере «Дон Жуан» утром в день премьеры после веселой ночи с друзьями.
Некоторые вещи лучше делать в последний момент
Дэвид Аллен, автор бестселлера о продуктивности «Как привести дела в порядок» (МИФ, 2001), пишет, что выполнять некоторые задачи лучше непосредственно перед дедлайном.
Озарение, как правило, приходит после того, как тема тщательно изучена и обдумана
Несмотря на репутацию гуру тайм-менеджмента, он предпочитает упаковывать чемодан незадолго до путешествия, объясняя это так: «Если я дам себе больше времени на упаковку вещей, я потрачу все это время на упаковку. Но не на то, чтобы складывать вещи, а на размышления о том, что положить в чемодан. Брать ли повседневный свитер? Положить одну или две пары туфель? Будет ли у меня время побегать во время командировки? Сильно похолодает или нет? И так далее, до бесконечности».
Дэвид Аллен поясняет: если у него будет в два раза больше времени на сборы багажа, он не справится с задачей в два раза лучше или быстрее, но точно получит двойную порцию стресса.
Есть дела, которые не стоит откладывать
Если рутинные дела можно оставить на потом, то творческие задачи, такие как написание картины или музыкального произведения, откладывать не стоит.
Чтобы сделать что-то в последний момент, нужны два условия.
1. Точно знать, сколько времени займет выполнение этой задачи. Такой подход практически неприменим к креативной деятельности, хотя некоторые творческие люди любят работать под давлением. Они говорят, что иногда в последний момент их осеняют блестящие идеи. Обратите внимание на слово «иногда».
Стоит ли рисковать в надежде, что муза посетит вас за пять минут до дедлайна? К тому же озарение, как правило, приходит после того, как тема тщательно изучена и обдумана.
2. Сознательно решить, что вы сделаете это в последний момент. Если вы так решили, не мучайте себя сомнениями. В противном случае получите больше стресса, чем преимуществ от своей прокрастинации.
Дэвид Ален дает такой совет: «Договоритесь с самим собой. Это должен быть сознательный выбор, такой, чтобы беспокойная часть вашей натуры не высасывала энергию через размышления вроде «кажется, мне не стоило так поступать».