В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.
Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта. Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.
Здоровье в гештальт-терапии — это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции как в физическом, так и психологическом аспектах.
Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться. Если жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела. Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать. Саморегулирующаяся система невозможна без контакта с внешней средой. Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с миром. Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.
Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты. Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение — то, что известно как «незавершенные гештальты».
Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:
- Формирование и осознавание.
- Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.
- Удовлетворение потребности.
- Осмысление полученного опыта.
На любой из этих стадий контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.
1. Проекция
Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.
Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди окажутся агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.
Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.
Задача гештальт-терапевта — помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он с ней обходится, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.
Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения
Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.
Ревность в данном случае — проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.
Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».
2. Интроекция
Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» — эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» — значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.
Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.
Интроекция — это механизм, когда мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но не успеваем присвоить. Именно поэтому нам трудно ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем обосновать наш ответ.
Если мы «интроецированы» установками, правилами и знаниями, это ничего не говорит о том, неверны они или верны. Но мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, что может мешать удовлетворению потребностей.
После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные
При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены — он проверит.
После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.
Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.
Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки — или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.
Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на свое представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.
3. Конфлюэнция (слияние)
Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.
Такое взаимодействие приносит обоим удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.
Еще один пример — новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает понимать, что он хочет, и ищет способы это получить.
Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться
Еще один пример — созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.
При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.
4. Ретрофлексия
Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.
Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.
Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится
У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.
Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.
Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «автоматического режима» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.
***
Наличие всех этих механизмов прерывания — необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними — он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.
Возможно, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.
Об эксперте
Алексей Песоцкий — психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель