Синдромом самозванца чаще страдают образованные люди. Сомнения затрагивают не только профессиональную сферу, но и личную жизнь. Мы говорим: «если я пойду на курсы китайского, дети будут скучать вечерами», «у меня ничего не выйдет, не стоит даже пытаться», «если я откажу ему, он может обидеться»… В результате иностранный язык не выучен, бизнес не начат, токсичные люди отравляют жизнь.
Невозможно всегда быть уверенным в себе на 100%, но можно научиться справляться с сомнениями, когда это необходимо.
1. Планируйте свою деятельность
Дедлайн — лучший мотиватор. То, что вчера казалось сложным, делается легко и быстро, потому что завтра крайний срок. Когда сроки далеки или размыты, можно сидеть и размышлять, достаточно ли вы хороши для этой работы. Когда время поджимает, у сомнений просто нет шанса.
Составляйте планы так, чтобы не было времени на размышления. Даже если у вас нет срочной работы, завершите задание или часть проекта к более раннему сроку. Так вы обезопасите себя от необходимости работать ночью или в выходные, если босс поставит перед вами срочную задачу.
Если вы опасаетесь, что ненастоящие дедлайны не будут вас мотивировать, договоритесь с коллегами о взаимной мотивации. На регулярных встречах давайте друг другу обещания выполнить работу к определенному сроку и отчитывайтесь о результатах.
2. Приведите себя в движение
Согласно первому закону Ньютона, тело в состоянии покоя остается в состоянии покоя, пока на него не действует некая сила. Чтобы побороть сомнения, начните двигаться, для создания импульса сделайте один шаг.
Представьте самый ужасный сценарий, дайте беспокойству достигнуть высшей точки, чтобы превратить его в мотивацию
Вы хотите написать книгу? Сядьте за стол, включите компьютер, создайте текстовый документ и напишите 50 слов. Это займет несколько минут, но вы почувствуете, как ослабевает внутреннее сопротивление, уступая место желанию писать.
3. Визуализируйте неудачу
Психолог Джули Норем обнаружила, что один из лучших стимуляторов эффективной деятельности — размышления над худшим вариантом развития событий. Представьте самый ужасный сценарий, дайте беспокойству достигнуть высшей точки, чтобы затем превратить его в мотивацию. Когда вы готовы к худшему, будете действовать так, чтобы избежать провала.
4. Не давайте внутреннему критику обмануть себя
Иногда мы настолько погружаемся в негативную беседу с самим собой, что начинаем верить всему, что себе наговорили.
Автор бестселлеров об успешном маркетинге и навыках делового общения оратор Сет Годин предлагает вести внутренние беседы правильно и позитивно. Он выступает против произнесения бессмысленных аффирмаций и глупых воззваний к Вселенной. Говорите только заведомо правдивые фразы.
Если вы не знаете, что хорошего можно сказать о себе как о работнике, попросите помощи у коллег. Запишите, что они скажут, и каждый раз, когда чувствуете приближение сомнений, загляните в файл, где перечислены ваши достоинства.
5. Измените направление мыслей
Оказавшись в плену сомнений, подумайте о людях, которым нужно, чтобы вы выполнили работу, которую вы откладываете из-за своей нерешительности. Представьте, насколько лучше им будет, когда вы сделаете то, что должны. Затем спросите себя, как повлияет на них долгое ожидание вашей работы. Как только вы выпустите энергию наружу и направите ее на мысли о других, неуверенность отступит.
Об авторе: Соня Томпсон — бизнес-тренер, автор книги «Радость внутри».