Филолог, психолог, редактор сайта Psychologies.ru
Злые слова: как защитить тело от душевной боли

Игорь пришел на прием к остеопату в отчаянии. Мужчина страдал псориатическим артритом. Его мучили скованность и неприятные ощущения во всех суставах. А более всего беспокоила боль в ступнях, в возрасте 35 лет он почти не мог ходить.

На сеансах Игорь начал рассказывать про свою жизнь. Оказалось, что у него очень сложные отношения с мамой. Не желая ничего решать в своей жизни, та ежедневно звонила и бесконечно жаловалась на проблемы, но при этом не давала и ему предпринимать активных действий для того, чтобы их для нее решить.

Работа с телом дала свои плоды — ему вскоре стало лучше. У Игоря появились физические силы, и, по совету остеопата, он отправился к психотерапевту для более глубокой работы с психикой. Вскоре он ограничил контакт с матерью и определил собственные границы, поняв, где ее жизнь, а где его. Затем наладил отношения с бывшей женой и дочерью.

Уже через три месяца после начала лечения он бегал по ботаническому саду, а еще через два отправился в поход на Ольхон, остров на озере Байкал. И снова женился. Психологическая проблема нашла решение. У тела появились силы. Все взаимосвязано, и все едино. Как такое происходит?

С давних времен

Давайте представим древних людей, которые выживали в непростых условиях. Помимо непредсказуемых природы и погоды их жизнь осложняли и внешние опасности — в частности, хищники.

При встрече с саблезубой кошкой или медведем у наших предков активировалась ретикулярная система тревоги, она же — ретикулярная формация (лат. reticulum, «сеть»). Эта система представляет сеть нервных клеток, которая оплетает заднюю часть головного мозга и верхнюю часть спинного. Это система быстрого реагирования, она активирует структуры, необходимые для выживания организма.

Бей или беги!

Что можно делать с хищником? Можно начать с ним драться, убежать (есть еще вариант притвориться мертвым, но это происходит реже). За реакцию «бей или беги» отвечает симпатическая нервная система.

Что происходит при ее активации?

  • Расширение зрачков (мы видим шире, то есть контролируем большую площадь);
  • Учащение сердцебиения и дыхания (готовы бежать и/или драться);
  • Увеличение притока крови к мозгу и скелетной мускулатуре (еще больше готовы к движению и еще лучше соображаем);
  • Сокращение сфинктеров (не ходим по нужде, а откладываем на потом, когда опасность минует);
  • Усиление работы потовых желез (потеем);
  • Сокращение мышц, поднимающих волосы (остатки нашей густой шерсти);
  • Сокращение стенок артерий (чтобы больше свежей крови на единицу времени проходило через конкретные ткани);
  • Выработка адреналина и норадреналина в надпочечниках.

При этом активируется, в частности, тройничный нерв, отвечающий в том числе за жевательную мускулатуру. То есть увидел хищника — сцепил зубы и понесся прочь. Либо сцепил зубы, оскалился, обнажил клыки — хищник испугался и сам сбежал. Таким образом, от хищника предки спасались бегством или сшибали его одним ударом кулака, а потом, довольные, съедали его успевшими разомкнуться челюстями.

Если вам кажется, что саблезубые кошки, мамонты, пещерные медведи вымерли, как бы не так. На самом деле они выскакивают на нас отовсюду: из телевизора, почты, чатов в вотсапе, в нездоровых отношениях на работе и дома, список бесконечный. Но есть социальные рамки и этика: так часто хочется затеять драку, но нельзя.

В результате наша древняя система быстрого реагирования постоянно получает сигналы тревоги, активирует все перечисленное, а разрядки не получает. Ни ударить, ни на куски порвать, ни даже убежать — куда ты от будильника убежишь? И она остается все время в тонусе.

«Раны» в теле

Насчет клыков хищника и реакции на них все понятно. Предкам, чтобы выжить, нужны были внимание и скорость. Ну а что делать с современными «хищниками»? Примерно то же самое. Не имеет значения, в чем причина стресса: угрожает ли вам физической расправой сосед — чемпион по борьбе, обижают ли язвительные замечания подруги или пугает телевизор, который сообщает, что все плохо.

На сигнал тревоги реагирует система, которая приводит все тело в тонус под воздействием адреналина. Тело в напряжении посылает сигнал по обратной связи, что стресс есть, и система быстрого реагирования снова отвечает мышечным напряжением и выбросом адреналина.

Представляете, мы постоянно сжимаем челюсти: попробуйте их сейчас расслабить — и расслабится все тело. Из-за постоянного сокращения мышц в них скапливается кальций и образуются так называемые триггерные точки — это те места, которые вы просите массажиста размять посильнее. Поскольку в сосудистой стенке тоже есть мышечная ткань (иначе как бы сосуды сокращались и расширялись), то и там она сокращается, сокращается и постепенно теряет способность расслабляться. В результате человеку ставят диагноз «гипертоническая болезнь».

Злые слова: как защитить тело от душевной боли

Слово как оружие

От сегодняшних «саблезубых кошек» нельзя сбежать, но и привыкнуть к ним тело не может. Выходит, мы постоянно находимся в состоянии стресса: ни кора головного мозга, ни подлежащие структуры, ни автономная нервная система не отдыхают.

Первый способ снизить тонус нервной системы — убрать лишнюю нагрузку, а вовсе не сбегать в аптеку за БАДами. Лишняя нагрузка — это телевизор, плохие новости, уведомления в чатах, почтовые сообщения. Отпишитесь наконец от бесполезных рассылок.

Угроза исходит не только из информационного пространства — с ним легче всего справиться. Часто в роли источника постоянного напряжения выступают близкие: партнер, родители, подросшие дети, а также коллеги и другие, с кем мы вынуждены контактировать. Человек может постоянно ждать тычков от вечно недовольного отца, испытывать чувство вины за то, что не проводит достаточно времени с ребенком, бояться, что суп не как у мамы, выдерживать бесконечные выволочки от руководителя, злые упреки так называемых друзей и так далее.

Когда мы слышим ранящие слова или даже думаем о них, мы напрягаемся. Вспомните прямо сейчас, что вы испытываете, когда на вас кричит начальник. А когда папа говорит: «Ты не мой сын, я такого не воспитывал»? Ощутите это в теле. Правда, похоже на описание того, как активируется симпатическая нервная система (та самая, которая «бей или беги»)? Потому что это именно она.

Вот именно так тело реагирует при словесной атаке каждый раз, когда неприятное событие происходит или даже когда вы о нем только вспоминаете, потому что мозгу все равно, реальность это или ваше воображение.

Ребенка, на которого постоянно кричат, которого пинают и называют неудачником, можно узнать по потухшему взгляду, ссутуленной спине. Он уже заранее готов, что на него обрушатся высшие силы (то есть родители), он уже среагировал, более того, он устал реагировать, он просто так живет и так вырастает. Но если у ребенка есть хотя бы один человек, который его любит, все будет гораздо лучше.

Исцеление тела и психики

А что с нами происходит, когда нас начинают любить ни за что, просто так? У нас вырастают крылья, все получается. Раны зарастают. На самом деле мы не можем постоянно думать о том, как с нами плохо обращались, поэтому вытесняем такие события из сознания.

Это не значит, что мы о них забываем. Мы можем о них вспомнить и освободиться от их влияния на приеме у психолога, психотерапевта, привести свое тело со всем его напряжением к остеопату.

Отличие остеопатии в том, что она начинает работать с телом, а не с сознанием. Прорабатывая все участки, где есть ограничение подвижности, врач-остеопат как бы напоминает телу о том, что и они существуют. Тело «вспоминает» об этих участках, направляет туда приток артериальной крови и начинает активно питать, вымывая оттуда накопленное за все время, прошедшее с момента травмы.

Так как тело, разум и эмоции взаимосвязаны, то здоровье одного ведет к улучшению состояния двух других. Ну и, конечно, лучше всего лечит любовь. И не так уж важно, кто нас любит: кто-то другой или мы сами. Биохимия процесса одна и та же.

Елена Радзинская

Об авторе

Елена Радзинская — врач-остеопат. Подробнее смотрите на ее странице.