Лицом к лицу с проблемой
В окружении каждого пятого жителя России есть человек с диагнозом «шизофрения». В окружении каждого десятого — с биполярным аффективным расстройством. Это данные опросов, которые были проведены Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер» в 2019 и 2021 годах. И вполне вероятно, что эти цифры даже выше.
Люди с расстройствами психики зачастую до последнего не обращаются за помощью или предпочитают заниматься самолечением из-за боязни огласки и резкого отторжения обществом, которое живет в плену стереотипов о людях с психическими заболеваниями. Зная о диагнозе, редкий работодатель пойдет навстречу потенциальному сотруднику.
Получить образование, провести досуг так, как хочется, даже просто общаться — все это становится проблемой, если окружающие знают о диагнозе
«Биполярное аффективное расстройство мне поставили еще в старших классах, — рассказывает 35-летняя Елизавета. — Этому предшествовали две попытки суицида с дальнейшим пребыванием в психиатрических клиниках. Годы борьбы, отказ от лекарств, жизнь, катящаяся под откос, алкоголь, наркотики, беспорядочные связи, возвращение к приему препаратов, нормализация состояния, семья, рождение ребенка и новые срывы, — я прошла через все. Но все равно продолжаю скрывать свой диагноз от коллег и новых знакомых.
Я не раз сталкивалась с насмешками и непониманием. Многие считают, что я сама себе придумала это расстройство. Что на самом деле я здорова и просто хочу привлечь к себе внимание, вызвать жалость. Пока я не придумала, как перестать быть мишенью для нападок, но ощущать себя менее уязвимой.
Мне помогает то, что нападающий не понимает всей тяжести заболевания. И в мыслях я всегда желаю ему никогда не испытать того ужаса, который не раз испытывала сама. Когда постоянно находишься в скачках от гипомании к депрессии. Когда то готовишь, пританцовывая, по несколько блюд, весело играешь с сыном и занимаешься сексом с мужем по несколько раз в день, то, не моясь и не выходя на улицу, лежишь лицом в подушку и ревешь. Но, с другой стороны, если бы у меня не было этих качелей и срывов, я бы так и не поняла, что мне надо лечиться».
Чем раньше, тем лучше
В большинстве случаев при постановке диагноза у пациента есть три пути: не лечиться и пустить все на самотек, принимать назначенное специалистом медикаментозное лечение или оказаться в лечебном учреждении психиатрического профиля на длительное время. По какому пути пойдет пациент, во многом зависит от того, готовы ли его родственники и близкие оказать ему помощь и готов ли он сам регулярно принимать лекарства.
«На данный момент психические расстройства изучены достаточно хорошо для того, чтобы оказывать людям своевременную поддержку, — говорит психолог, кандидат психологических наук Елена Леонтьева. — Важно не игнорировать состояние близкого человека и своевременно обращаться за помощью».
Ранняя и правильная постановка диагноза, психологическая поддержка, соблюдение режима сна и отдыха, регулярное здоровое питание, физическая активность, отказ от алкоголя и наркотических веществ — все это исключительно вместе с грамотно подобранным и систематическим медикаментозным лечением дает возможность пациентам оказаться в стойкой ремиссии и жить яркой, полноценной жизнью.
На то, чтобы подобрать подходящее лечение, иногда требуется время — для этого необходимо упорство не только специалиста, но и самого пациента
«Стратегия „приспособиться“ и стратегия „вылечиться“ — разные позиции, каждая из которых имеет право на существование, — говорит психолог. — Однако, по моему опыту, результат приносит именно упорство, проявленное в стремлении жить нормальной, полноценной жизнью».
Терпение и труд
Не может не радовать тот факт, что ситуация со стигматизацией психических расстройств в обществе начинает постепенно меняться. «Происходит это за счет того, что молодые люди не боятся обращаться за медикаментозной поддержкой — стигматизация их не беспокоит, и тем самым они ломают стереотипы, — рассказывает Елена Леонтьева. — Множество страниц в социальных сетях посвящено проблемам ментального здоровья, растет психологическая грамотность населения».
Для того чтобы ситуация менялась и дальше, необходимо продолжать информирование и создавать мощную реабилитационную поддержку людей с диагнозами, которые сильно отражаются на качестве жизни
«Мировая практика на этот счет разнообразна, однако все специалисты признают, что создание условий для трудовой адаптации — краеугольный камень реабилитации, — говорит психолог. — Если человек может сам себя обеспечивать и приносить пользу обществу, то его самооценка растет, он обрастает необходимыми социальными связями и не чувствует себя изгоем».
«Грамотно подобранная медикаментозная терапия и правильный образ жизни привели к ремиссии — сильных депрессий, тем более затяжных, у меня давно нет, мании бывают, но их я отслеживаю, — продолжает свой рассказ Елизавета. — Придя в себя от жизненных невзгод, я осознала, как важно проживать жизнь в гармонии, полюбила себя, начала тщательнее следить за внешностью и за здоровьем — как физическим, так и ментальным. Пока моя история с открытым концом, но, надеюсь, он будет счастливым».
«У моей девушки биполярное расстройство»
Георгий, 38 лет
Когда мы познакомились с Олей, ее захлестывала энергия. Казалось, она вообще не уставала: научные проекты, конференции, путешествия — сил хватало на все.
Первые приступы сонливости начались у Оли, когда мы стали жить вместе. Из нее будто высосали жизнь. Энергия пропала, из ниоткуда вылезли хронические болезни. Секс тоже изменился: в любой момент она могла прервать ласки и отвернуться. Нежность сменялась холодом и раздражением. Я пытался понять, что происходит, но не мог.
Ссоры случались все чаще, и однажды, уже ни на что не надеясь, я предложил ей обратиться к психологу, который в свою очередь рекомендовал обратиться к специалисту более узкого профиля. От него мы впервые и услышали диагноз — биполярное аффективное расстройство.
Благодаря прописанным лекарствам за считаные месяцы Оля стала чувствовать себя гораздо лучше: перепады между депрессиями и приступами воодушевления сгладились. Подобрать действенные лекарства было непросто, но медицина не стоит на месте. Главное — пользоваться достижениями фармацевтики и поддерживать любимого человека на его пути к выздоровлению».