Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Жестокость, злость, агрессия

Жестокость переходит в злость, злость в агрессивность или это все про разное? Для начала нам необходимо сформировать понятийный аппарат. Проясним слова и идеи, чтобы в итоге все понимали их значение одинаково:

  • Жестокость — это патологическое состояние человеческой психики, условно приравнивающее его к животному, зараженному бешенством. К тому, у которого сбиты основные принципы поведения в сообществе и мире в целом. Также под этим понятием предполагается отсутствие склонности к самоанализу, самонаблюдению и самоконтролю.

  • Злость — базовая эмоция, присущая каждому человеку. Основная задача злости — защищать!

  • Агрессивность — свойство и характеристика нервной системы, подразумевающая возбуждение и отклик на стимул.

В жестокости нет реального стимула — это не ответная реакция, как в случае со злостью. Чаще всего это проявление внутренней деформированной психологической структуры, которая сама придумывает повод для жестокости и потом ее реализует. У нее обычно нет «тормозного пути», способности вовремя остановиться, — человек впадает в аффект.

Жестокость зачастую отражает картину катастрофы внутреннего мира и может принимать разные формы: от психологической травли и абьюза до физического насилия. Примером могут служить истории про стрельбу в школах, теракты, издевательства над людьми и животными, вандализм.

Почему возникает жестокость как социальный феномен

Жестокость всегда появляется там, где нет моральных норм и ориентиров. Она возникает как следствие личного опыта, воспитания или психического расстройства.

Если человек когда-то сталкивался с жестоким обращением, то он:

  • «поломается» внутри и озлобится;

  • обретет жестокость в качестве патологической нормы;

  • столкнется с «извращением эффекта» — психологическим явлением, когда ранее перенесенные страдания со временем приносят удовольствие.

Из-за отсутствия достаточного воспитательного компонента и должного образования у человека не формируются понимание добра и зла, способность понимать чувства другого — среди прочего, не будет навыка заботиться о другом и его эмоциональном состоянии. Такая модель воспитания ориентируется на индивидуализацию личности: со временем она принимает нездоровые формы и все больше уходит в эгоизм и высокомерие. В результате происходит сбой системы кругов значимости — на все четыре круга человек ставит только себя, не придавая значение другим людям, их чувствам и жизням.

Тест
Тест: Насколько вы жестоки?
1/8

Что вы испытываете, когда смотрите трогательные сцены в фильмах?

Сожаление, что под рукой нет еще одного носового платка

Зависит от того, что за сцена и кто актеры, — могу и всплакнуть

Трогательные — это какие, например?

Об осознанности и ее фундаментальном становлении

Основы воспитания закладываются с самого раннего возраста и в дальнейшем лишь надстраиваются на этот фундамент. Как следствие, те, у кого заложена здоровая база, уходят в саморазвитие, гуманизм и человеколюбие, другие же — в противоположную сторону. Это ведет к распаду общества на два лагеря — осознанных и неосознанных.

Впоследствии само это расслоение общества естественным образом ведет к нарастанию озлобленности и жестокости. Представителям второй группы, неосознанных, не нравится жить хуже, чем первой, ведь они изначально не приучены к дисциплине, в том числе и трудовой. И по этой причине у них возникает желание уничтожить другого — того кто лучше, того, кто опережает их по каким-либо факторам.

Про психопатологию и так все ясно: она проявляется разнообразными гранями нарушенного восприятия, обработки информации и реагирования как такового.

Как бороться с жестокостью

Уровень жестокости в некотором смысле может являться диагностическим критерием здоровья общества и его развития — как морально-культурного, так и интеллектуального.

Основное противоядие жестокости — это закладывание и взращивание правильных морально-этических норм у детей, чувства единства и сопричастности, образования в области эмоционального интеллекта. Ведение просветительской деятельности, направленной на разъяснение и демонстрацию идей любви, нежности, заботы.

Эта работа может быть осуществлена, в том числе, через:

  • мультики, кино и компьютерные игры;

  • здоровую коммуникацию между детьми, родителями и педагогами;

  • ограждение детской психики от сцен и картинок с элементами насилия и жестокости;

  • создание более миролюбивого общества;

  • работу над собой и стремление делать все возможное, чтобы этот мир стал хоть чуточку миролюбивее.

На 100% жестокость, конечно, искоренить невозможно, но можно постараться сделать так, чтобы добро преобладало, получив контроль над большинством — не менее 51% голосов, своего рода «золотую акцию».

Валентина Иерусалимова

Медицинский психотерапевт, врач-психиатр, бренд-психолог, бизнес-аудитор

Личный сайт