Что делает нас здоровыми и счастливыми на протяжении всей жизни? Во что следует вкладывать силы и энергию, чтобы эти «инвестиции» с лихвой окупились в будущем? Не так давно исследователи провели опрос, выясняя главные цели жизни представителей поколения millenials — тех, кто родился в период с начала 1980-х до конца 2000-х годов. И свыше 80% опрошенных заявили, что их главная цель — стать богатыми. А другой целью половина участников назвали желание стать знаменитыми.
Современное общество призывает нас трудиться все упорнее, чтобы достигать все больших результатов. И легко подумать, что именно это и является залогом счастья и благополучия в жизни. Но это далеко не полная картина.
Эксперимент длиной в 75 лет
Большая часть того, что известно нам о жизни, основана на воспоминаниях о нашем прошлом. Но взгляд, обращенный назад, никогда не бывает на 100% объективным. Мы забываем многое из того, что с нами произошло, да и сохранившиеся воспоминания подчас искажаются до неузнаваемости. Но есть нечто, свободное от этих искажений: Гарвардское исследование развития взрослых (The Harvard Study of Adult Development) — самое продолжительное исследование взрослой жизни людей в истории1. Я — четвертый по счету его руководитель.
На протяжении уже более 75 лет мы наблюдаем за жизнью 724 человек. Из года в год ученые задавали им одни и те же вопросы, понятия не имея о том, как сложится жизнь участников эксперимента. Практически ни один подобный проект не длится более 10 лет — либо большинство участников теряют к нему интерес, либо большинство ученых находят более актуальные темы, либо прекращается финансирование. И то, что нам удается продолжать наш проект уже три четверти века, — уникальное событие.
Это произошло по счастливому стечению множества обстоятельств и благодаря удивительному упорству нескольких поколений ученых. Около 60 из изначальных 724 участников эксперимента все еще живы и до сих пор участвуют в проекте, хотя большинству из них уже за 90.
С 1938 года мы изучаем жизни двух групп мужчин. Первую на старте представляли младшекурсники Гарвардского университета. Вторую составили мальчики из беднейших районов Бостона. Их выбрали именно из-за принадлежности к самым неблагополучным социальным слоям.
В начале исследования все они прошли собеседования и медицинский осмотр, мои коллеги говорили с родителями каждого из участников. А потом все они повзрослели. Они стали фабричными рабочими и каменщиками, адвокатами и врачами, а один — даже президентом США. У некоторых развилась шизофрения, некоторые стали алкоголиками. Одни проделали путь от самого низа до самого верха социальной лестницы, другие проследовали в обратном направлении. И даже в самых дерзких своих мечтах основатели этого проекта не могли представить, что я буду рассказывать вам о его результатах 75 с лишним лет спустя. Но это так.
Люди с крепкими, многочисленными социальными связями чувствуют себя более счастливыми
Каждые два года мои коллеги снова и снова отыскивают участников исследования, звонят им и терпеливо просят ответить на вопросы подробной анкеты о жизни. Забавно, кстати, что многие из числа бывших мальчиков из бедных районов Бостона удивляются: «Зачем вам это нужно, что такого особенного в моей жизни?» Выпускники Гарварда этих вопросов не задают.
Исследование не ограничивается анкетами. Мы получаем от врачей наших участников истории их болезней, мы берем у них анализы крови, мы проводим сканирования мозга. Мы записываем подробнейшие беседы с их женами и детьми. И что же мы узнали из десятков тысяч страниц информации, накопленной за годы исследования?
Главный урок, представьте, никак не связан ни с богатством, ни со славой, ни с усердной, напряженной работой. 75 лет изучения позволяют совершенно определенно сказать: здоровыми и счастливыми нас делают в первую очередь хорошие отношения. И если резюмировать наше исследование одной фразой, то это все, дальше можно ставить точку.
Три главных урока
Но если говорить подробнее, то мы узнали три важных вещи об отношениях. Первая: социальные взаимодействия, отношения с другими людьми действительно полезны и необходимы. А их отсутствие, одиночество — по-настоящему убивает. Люди с крепкими, многочисленными социальными связями — с близкими, друзьями, соседями — чувствуют себя более счастливыми, они более здоровы физически и живут дольше. Одиночество же отравляет. И люди, изолированные от других больше, чем им самим того бы хотелось, менее счастливы. Их здоровье оставляет желать лучшего, а многие функции мозга слабеют и утрачиваются заметно раньше. В результате и жизнь их оказывается более короткой.
Самое же печальное в том, что на одиночество сегодня жалуется каждый пятый американец. И мы прекрасно знаем, что одиноким можно быть и в окружении множества людей, и в собственной семье. Отсюда — второй важный вывод. Дело не в количестве друзей и не в наличии постоянного партнера. Самое главное — качество отношений с близкими. Как выяснилось, жизнь в состоянии конфликта буквально вредит нашему здоровью. И семьи, в которых много ссор и мало тепла и заботы, возможно, влияют на нас даже более пагубно, чем разводы.
Когда всем нашим участникам давно уже перевалило за 80, мы решили попробовать вернуться назад — к середине их жизни. И посмотреть: можно ли было предсказать, как сложится жизнь каждого? Кто окажется в 80 лет здоровым и счастливым, а кто нет? Мы собрали всю имевшуюся информацию об этих людях в 50-летнем возрасте. И люди, которые были в наибольшей степени удовлетворены своими отношениями в 50 лет, оказались наиболее здоровыми и благополучными в 80.
И наконец, третий усвоенный нами урок состоит в том, что хорошие отношения защищают не только наше тело, но и наш мозг. Крепкая, надежная привязанность стимулирует его функции. Например, люди, удовлетворенные своими отношениями, дольше сохраняют отличную память.
Это совсем не значит, что отношения должны быть исключительно безоблачными. Многие из пар в нашем исследовании и после 80 лет способны бурно ссориться и сутками напролет выяснять отношения. Дело не в этом, а в том, что и в разгар перебранки они прекрасно знают и чувствуют, что способны положиться на своего партнера в момент, когда будет действительно плохо и тяжело. На память и прочие функции мозга такие ссоры никакого влияния не оказывают.
Счастливая, долгая жизнь может быть построена только на любви. Только на хороших отношениях
Итак, вывод — старый как мир. Хорошие отношения укрепляют наше здоровье и ощущение благополучия. Почему же нам так трудно следовать этой простой истине и так легко ею пренебречь? Вероятно, потому, что мы люди. Мы склонны к сиюминутным решениям, нам хочется поскорее чего-то добиться, получить что-то такое, от чего наша жизнь — как нам кажется — станет прекрасной и такой уже навсегда и останется. А отношения — это трудно, долго и запутанно. В них нужно постоянно вкладывать душу, в них нет гарантий, нет блеска и прочих атрибутов успеха. И нет конца — это работа всей жизни.
Как и представители поколения millenials, участники нашего проекта, вступая во взрослую жизнь, верили, что богатство, слава и великие достижения — именно то, что нужно для счастливой жизни. Но на протяжении 75 лет наше исследование снова и снова подтверждало: счастливыми и благополучными оказывались те, кто делал ставку на семью, на отношения с друзьями, коллегами, единомышленниками.
Что это значит — делать ставку на отношения, вкладываться в них? Возможности практически безграничны. Можно просто оторваться от экрана компьютера или смартфона, чтобы вживую пообщаться с теми, кого вы любите. Можно оживить утратившие новизну отношения каким-то совместным начинанием. Долгой прогулкой или внезапным романтическим свиданием, например. Можно позвонить родственнику, с которым вы сто лет не общались. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды и склоки. А счастливая, долгая жизнь может быть построена только на любви. Только на хороших отношениях.
Полная версия лекции Роберта Уолдинджера доступна на
Книга об этом
Дэниел Гилберт
«Спотыкаясь о счастье»
Каждый день, каждый час мы живем для того, чтобы тот прекрасный человек, которым когда-то станем, сказал нам спасибо.
1 Подробнее о проекте см. на сайте Гарвардской медицинской школы hms.harvard.edu
Об авторе: Роберт Уолдинджер (Robert Waldinger) — психолог, психоаналитик.