Перестаньте «искать себя»
Сегодня любят говорить: важно найти себя, понять, кто ты есть. Восточные мыслители скептически отнеслись бы к этой идее. Многоликие, беспорядочные конструкции, которые мы называем личностями, приходят извне, а не изнутри. Они состоят из всего, что мы делаем: как мы взаимодействуем с другими, как реагируем на происходящее с нами, чем занимаемся по жизни.
К тому же мы все время разные. Мы ведем себя по-разному в зависимости от того, с кем говорим в данный момент — с матерью, близким другом или коллегой. Каждый из нас — набитый доверху сундук, который натыкается на другие сундуки. Каждое столкновение меняет нашу конфигурацию. То, что мы есть, — результат постоянных изменений и влияния нового опыта на нашу жизнь.
Не будьте аутентичными — будьте готовы меняться
Следующий шаг, который навязывает нам популярная психология, — быть верными себе. Но величайший древнекитайский философ Конфуций, родившийся в шестом веке до нашей эры, не согласился бы с таким подходом. Проблема в том, сказал бы он, что аутентичность не ведет к свободе. Мы — это то, как мы ведем себя в данный момент. Значит, единого «настоящего Я» просто нет — ведь мы не можем все время действовать, думать и чувствовать одинаково.
«Настоящий Я» — это лишь мгновенный снимок, который запечатлевает нашу личность в настоящий и очень короткий момент времени. Когда мы позволяем этому образу стать нашим поводырем, мы оказываемся у него в плену. Мы не впускаем в себя новый опыт и, таким образом, закрываем себе путь к развитию.
Не позволяйте чувствам направлять себя — выбирайте направление, и чувства подстроятся
Еще одно следствие нашего помешательства на аутеничности — мы абсолютизируем чувства, наши интуитивные «нравится» и «не нравится», «хочу» и «не хочу». В результате можем отвергать то, что кажется нам непонятным и неблизким. К примеру, отказываться от идеи открыть свое дело, ссылаясь на то, что бизнес — это якобы «не про нас».
Конфуций учил, что действия, которые мы совершаем, влекут за собой изменения внутри нас. Наши эмоциональные реакции беспорядочны, но мы можем направлять их в нужное русло, если подготовим его заранее. Например, если будем тренироваться перед зеркалом, придавая своему лицу нужные выражения, мы можем развить в себе способность быстро менять эмоции — и тем самым действительно научимся не зацикливаться на неприятных переживаниях.
Поступая таким образом, мы становимся теми, кем хотим быть. Кто-то гордится своим трудным характером, заявляя: «Зато я могу сказать другим в лицо, что я о них думаю». Но грубость и несдержанность не синонимы честности. Развитый эмоциональный интеллект подразумевает не только открытое выражение эмоций, но и богатый эмоциональный словарь. Позволяя нашему поведению руководить чувствами (а не наоборот), мы сможем измениться и со временем стать лучше.
Не принимайте большие решения — идите малыми шагами
Что не так с жизнью, которая распланирована на пять, десять, пятнадцать лет вперед? Когда мы принимаем решения о своем будущем, мы подразумеваем, что наша личность никак не изменится за это время. Но мы сами постоянно меняемся: меняются наши вкусы, ценности, представления о мире. Чем активнее мы живем, тем интенсивнее проходит внутреннее развитие. Парадокс в том, что современное понимание успешности требует сочетать несочетаемые вещи: постоянное самосовершенствование и четкое представление о своем будущем.
Вместо того чтобы давать глобальные обещания, метод древнекитайского философа Менция — идти к великому через малое и выполнимое. Когда вы хотите радикально изменить свой карьерный путь и заняться чем-то новым, начните с малого — стажировка, волонтерство. Так вы определитесь, подходит ли вам новый путь, будет ли он вам в радость. Подмечайте свои реакции на новый опыт: пусть они направляют вас.
Не будьте сильными — будьте открытыми
Другое популярное представление гласит: побеждает сильнейший. Нам говорят, что для того, чтобы добиться успеха, нужно быть напористым и добиваться своего. Но философ Лао-цзы в книге «Дао дэ цзин» (написанной, предположительно, в IV веке до нашей эры) отстаивает преимущество слабости над грубой силой.
Часто слабость ассоциируется с пассивностью, но это не то, о чем говорит Лао-цзы. Он настаивает на том, что мы должны видеть все явления в мире как связанные друг с другом, а не разделенные. Если мы сможем глубоко проникнуть в природу этой связи, мы научимся понимать то, что происходит, и слышать других.
Такая внутренняя открытость дает новые возможности для влияния, которых нам не получить с помощью силы. Отказ от борьбы делает нас мудрее: мы перестаем видеть ситуацию как путь к победе и поражению, а других людей — как союзников или противников. Такой подход не только экономит душевные силы, но и открывает простор для поиска нестандартных решений, выгодных для всех.
Не замыкайтесь на сильных сторонах, пробуйте разное
Нам говорят: найдите свои преимущества и оттачивайте их с раннего возраста. Если у вас задатки спортсмена, присоединяйтесь к футбольной команде; если любите проводить время за книгами, займитесь литературой. Мы развиваем свои естественные наклонности, пока они не становятся частью нас. Но если слишком увлечься этой идеей, мы рискуем замкнуться и перестать делать все остальное.
Древнекитайские философы скорее призвали бы сосредоточить внимание на том, чего мы не умеем, чтобы не впасть в предвзятость. Если вы думаете, что ваши движения неуклюжи, займитесь танцами. Если вы считаете, что неспособны к языкам, начните изучать китайский. Цель состоит не в том, чтобы стать лучше во всех этих областях, а в том, чтобы воспринимать свою жизнь как постоянный поток — именно это и делает ее полноценной.
Не практикуйте осознанность, действуйте
Мы постоянно слышим об осознанности. Якобы именно она поможет достичь мира и спокойствия в быстро меняющейся жизни. Обучение практикам осознанности входит в число стандартных инструментов повышения производительности и эффективности в бизнес-школах, тренингах личностного роста и семинарах по саморазвитию.
Буддизм — доктрина, которая предполагает уход от «Я». Конфуцианская идея самосовершенствования — о другом. Речь идет о взаимодействии с миром и развитии себя через это взаимодействие, через каждую новую встречу, каждый опыт. Конфуцианство поддерживает идею активного действия, чтобы стать лучше.
Современное предположение, что мы освободились от репрессивного, традиционного мира и живем, как хотим. Но если мы считаем традиционный мир таким, в котором люди пассивно принимали положение вещей и пытались вписаться в стабильный существующий порядок, то мы те, кто живет традиционно.
Не выбирайте свой путь, создавайте его
Современный мир представляется нам как пространство свободы, в котором мы можем выбирать, как жить. Но часто мы сами ограничиваем свои возможности, придерживаясь привычных маршрутов и полагаясь на установленные правила и порядки, которые были заведены до нашего появления. Но если мы хотим преуспеть, то должны быть готовыми уйти с проторенной тропы. Возможно, даже заблудиться.
Книга «Дао Де Цзин» говорит: «Путь, который может быть пройден (каким-то определенным образом), не есть надежный путь». Если вы верите, что можете прожить жизнь, придерживаясь раз и навсегда разработанного плана, вас может ждать разочарование.
Мы сложные существа, и наши желания постоянно тянут нас в разные стороны. Если признать это и все время изучать, что дает нам тот или иной опыт, мы научимся лучше понимать себя и более чутко реагировать на внешние изменения. Постоянно настраивая себя, словно чувствительный прибор, мы сможем стать более открытыми, и в то же время — устойчивыми к потрясениям.