Недавно у меня заглохла машина. Посреди перекрестка, в половине второго ночи, в одном из спальных районов, под проливным дождем. Пять или шесть проехавших автомобилей никак не отреагировали на мои мольбы о помощи. И я уже прикидывал, во сколько обойдется вызов эвакуатора, когда рядом притормозили видавшие виды жигули.
«Что случилось, дорогой?» — поинтересовался грузный кавказец с водительского сидения. Я объяснил. «Да-а, — протянул он. — Плохо дело. До дома тебе далеко?» «Очень», — честно ответил я. Кавказец вздохнул и сказал: «Слушай, ты подожди десять минут, я жену отвезу и приеду, да?» И уехал. Конечно, я вызвал эвакуатор, но ровно через десять минут около меня остановились те же жигули, и водитель выбрался под дождь, держа в руках буксировочный трос. «Поехали, да?» — сказал он, как сказал бы, наверное, Юрий Гагарин, случись ему родиться на Кавказе. И мы поехали.
Он отбуксировал меня до дома по скользкой дороге на другой конец города. Пожал руку и возмутился, когда я попытался дать ему хоть каких-то денег: «Зачем обижаешь, дорогой? Если друг другу не помочь, как жить будем, да?» И пока я стоял с открытым ртом, мой спаситель неожиданно проворно запрыгнул в машину и был таков. Больше всего меня потрясла даже не бескорыстная помощь незнакомого человека, а моя реакция. Я со стыдом признался себе, что именно от кавказца ожидал такого поступка меньше всего. Но почему? Я-то был абсолютно уверен, что свободен от подобных стереотипов.
Кто придумал стереотипы
Само слово «стереотип» придумал в 1920-х годах американский журналист Уолтер Липпман. Точнее — позаимствовал у полиграфистов, которые обозначают им готовую печатную форму, позволяющую воспроизводить текст множество раз. Липпман считал, что стереотипы обладают четырьмя главными свойствами: они упрощают реальность, они ложны, они усваиваются извне, а не вырабатываются самим человеком, они очень живучи. Об этом он написал в книге «Общественное мнение».
С тех пор представления психологов о стереотипах изменились, как и способы их оценки. Желание узнать степень собственной предвзятости привело меня на сайт Гарвардского университета (США), где можно пройти тесты имплицитных (скрытых, неявных) ассоциаций, в том числе на русском языке. Мне предложили максимально быстро выполнить несложные задания, группируя изображения разных людей со словами, описывающими базовые понятия: «хорошо-плохо», «радость-печаль».
Скорость реакции позволяет судить о существующих стереотипах и степени их выраженности. Результаты теста лишь подтвердили мое неприятное открытие. «Вы автоматически отдаете предпочтение людям со светлым цветом кожи», — бесстрастно сообщил мне компьютер.
Насколько устойчивы стереотипы
«Если мы постоянно сталкиваемся с противоречащей им информацией, они разрушаются. — комментирует социальный психолог Акоп Назаретян. — Но иногда стереотип может перевернуться на 180 градусов. Скажем, мое поколение считало, что все чернокожие — милейшие люди. Но в 1957 году в Москве прошел Фестиваль молодежи и студентов. На него приехало множество чернокожих: носителей совсем другой культуры, других ценностей. Они были разными. Но какой вывод сделали многие мои сверстники? «Да дикие они все, и правильно их там давят!» Стереотип перевернулся... Стереотипное мышление есть у всех,но у одних оно периферийное, а у других — доминирующее. В последнем случае расстаться со стереотипами очень сложно».
Функции стереотипов
«Не думаю, что вам стоит сильно переживать из-за результатов теста, — успокоил меня социальный психолог Акоп Назаретян. — Стереотипы свойственны каждому, и надо принять это как данность. Больше того, изначально стереотипы позволяли людям экономить умственные усилия, а их отсутствие могло бы представлять серьезную опасность. Исторически деление на своих и чужих по принадлежности к одному племени, цвету кожи, языку или исповедуемой религии было абсолютно необходимо. Стереотипы позволяли автоматически воспринимать не-своих как источник угрозы –и на протяжении многих веков так оно чаще всего и было. Поэтому расстраиваться, что у нас есть стереотипы,совершенно бессмысленно».
По словам психолога, стереотипы, подобно роботам, осуществляют самую примитивную сортировку информации, которая непрерывно поступает в наш мозг: круглые детали влево, квадратные вправо. Светлокожих к своим, темнокожих к чужим — или наоборот. «Стереотипам просто не повезло, — уточняет психолог Галина Солдатова. — Липпман изначально говорил об общественном сознании, в частности о стереотипном восприятии людей других национальностей. Поэтому слово сразу приобрело негативную окраску.
Иногда предубеждения и стереотипы действуют как самосбывающееся пророчество
Но стереотипы — это еще и наша способность категоризировать мир. Например, мы входим в комнату и видим стул. Мы сразу понимаем, что это — стул, а на стульях сидят. Нам не приходится ломать голову, что это за вещь и для чего она нужна».
Но если в случае со стулом наши «роботы» действуют безотказно, то программа деления мира на своих и чужих, похоже,сильно устарела. Ведь сегодня от национальных стереотипов нет никакой пользы. Или все-таки есть? «На этот вопрос трудно ответить однозначно, — говорит Акоп Назаретян. — В Израиле, например, есть некоторое количество религиозных фанатиков, способных разбить машину соседа за то, что тот завел ее в субботу. 90% жителей страны относятся к ним с антипатией. Но все понимают, что именно благодаря им существует государство Израиль.
Благодаря этим фанатикам, то есть самым убежденным и непримиримым носителям национальных и религиозных стереотипов. Это верно для любой общности людей: когда исчезают носители радикальных убеждений, общность неминуемо растворяется. Но возможно, что к середине нашего века многие привычные нам общности просто исчезнут — тогда сами собой отомрут и связанные с ними стереотипы».
Когда стереотипы становятся негативными
Возможно, так все и случится, но пока мы на каждом шагу сталкиваемся с предрассудками — а это уже негативная сторона стереотипов. Объявления типа «Молодая русская пара снимет квартиру» появляются время от времени у любого подъезда: арендаторам прекрасно известно, что сдавать квартиру «инородцам» многие не захотят.
И так обстоит дело совсем не только с национальными стереотипами. Социологи показывали сотрудникам кадровых агентств подборку фотографий новобранцев американской военной школы West Point и просили предположить, кто из них сделал впоследствии хорошую военную карьеру, а для кого в армии не было будущего. Большинство справлялись с заданием за несколько секунд и давали абсолютно одинаковые ответы.
Путь к генеральским погонам открывали, по их мнению, квадратный подбородок и относительно низкий лоб. Но самое удивительное другое — реальная карьера этих мужчин сложилась именно так, как подсказывают стереотипы. Похоже, что наши предубеждения действуют как самосбывающееся пророчество: на основе того, что подсказывают черты лица, мы создаем для людей благоприятные или,наоборот, неблагоприятные условия.
Российские данные говорят уже не о предубеждениях, а о дискриминации. Анализ опубликованных объявлений о вакансиях показал: около 60% из них содержат требования к полу,возрасту, национальности кандидатов и другие пожелания, прямо противоречащие закону. А в ходе опроса руководителей российских компаний на портале Superjob.ru выяснилось, что 25% категорически не готовы взять на работу сотрудника, зная, что он гей. Еще 21% затруднились с ответом. Значит, только 54% работодателей вообще не принимают в расчет сексуальную ориентацию кандидатов.
Стереотипы предназначены еще и для того, чтобы оберегать нас от других — от их переживаний, боли, огорчений
В какой момент стереотипы перестают просто сортировать информацию и подталкивают нас к несправедливости? И почему это происходит? «Стереотипы у нас одинаковые, — объясняет Галина Солдатова, — но они — лишь первое звено в цепочке «стереотипы–предубеждения–предрассудки». По мере перехода к каждому следующему звену нарастает негативный эмоциональный заряд.
В стереотипах он сравнительно невелик, хотя любые гетеростереотипы, которые определяют отношение к «чужим», как правило, негативны. В предрассудках эмоциональный заряд максимален, он требует выхода — часто в оскорбительном,агрессивном поведении. Нарастание эмоционального заряда зависит отличной истории каждого из нас, нашего темперамента, среды, в которой мы сформировались».
Стереотипы и «парадокс Лапьера»
«В 1930-е годы в США хлынул поток эмигрантов из Китая. Во многих штатах число их росло так быстро, что это вызывало недовольство местных жителей. Проверить искренность и силу этого недовольства решил психолог Ричард Лапьер. Он разослал в сотни гостиниц письма с просьбой забронировать номер для китайской пары. 90% отелей ответили отказом.
Затем Лапьер отправился в долгое путешествие в сопровождении симпатичной молодой китайской пары. Троица объехала все отели, в которые были отправлены письма, и нигде не получила отказа. Эксперимент, известный как «парадокс Лапьера», доказал: стереотипы далеко не всегда влияют на наши действия. К счастью, мы можем вести себя лучше, чем привыкли о себе думать»
Когда стереотип становится предлогом
Велик соблазн считать стереотипы врожденными. Как иначе объяснить, например, наше настороженное отношение к представителям национальностей, которых мы никогда не встречали? И все же это не так. «Наверное, можно говорить о некоей генетической основе разделения мира на своих и чужих, — предполагает Галина Солдатова. — Это фундамент, который и позволяет потом так легко и быстро возвести здание стереотипа. Но сами стереотипы возникают из той информации, которая попадает к нам от родителей, друзей, из телепередач».
Стереотипы предназначены еще и для того, объясняет психолог, чтобы оберегать нас от других — от их переживаний, боли, огорчений. «Они позволяют не задумываться, не сочувствовать, не видеть. Они действуют подобно шорам, которые сужают поле зрения». В некотором смысле жить со стереотипами спокойнее, но они ограничивают наше восприятие мира.
«Вы понимаете, что мир не такой, как вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер — белый, лучший игрок в гольф — чернокожий, самый высокий баскетболист — китаец, а немцы не хотят воевать в Ираке». Мне очень нравятся эти слова американского баскетболиста Чарльза Бакли. И еще: человеку, который выручил меня той дождливой ночью на дороге, я хочу еще раз сказать большое спасибо.