Они богаты и знамениты. Они молоды или кажутся таковыми. В их жизни случается то, чего никогда не произойдет с нами: они одеваются у лучших кутюрье, дефилируют по красной дорожке в Каннах, загорают на собственных яхтах. Казалось бы, какое нам может быть до них дело? Однако, услышав, что на вечеринке 50-летняя кинодива в облегающем платье выглядела ничуть не хуже, чем десять лет назад, мы непроизвольно прибавляем громкость телевизора или радиоприемника.
Мы узнаем последние новости о знаменитостях из их скандальных автобиографий, телевизионных ток-шоу, а также из таблоидов, число которых растет день ото дня. «Я ужасно устаю на работе, и вечером, в метро, мне не хочется читать ничего серьезного. Поэтому я просто покупаю в киоске журнал про жизнь звезд и пролистываю его по дороге. И почему-то всегда на душе легче становится», — говорит 32-летняя Наталья, веб-дизайнер. Чего же еще ищут умные и образованные люди, с наслаждением погружаясь в великосветские сплетни?
Звезды как мы
«Мне приятно знать, что у Мадонны тоже были неудачи в личной жизни или что Деми Мур, как и я, жила с мужчиной намного моложе ее», — рассказывает 37-летняя Людмила, менеджер по рекламе в небольшом издательском доме. «Притягательность знаменитостей в том, что они настоящие, живые люди — такие же, как мы. В этом все дело», — поясняет психолог, директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии Леонид Кроль.
Действительно, они, как и мы, пьют и курят, отвозят детей в школу и переживают за их успехи и неудачи. Они лечатся от депрессии, ссорятся и мирятся с родными. Они превышают скорость, паркуются в неположенных местах и по мелочи подворовывают в супермаркетах. Они бывают смешными и слабыми. Словом, они — необыкновенные люди, ведущие обыкновенную жизнь.
Больше того, оказывается, порой им приходится еще хуже, чем нам. Когда известного актера и якобы примерного семьянина застают с проституткой, он немедленно становится для многих гораздо привлекательнее. «Мы ищем в звездах не героев, а антигероев, которые нам ближе, — рассказывает социолог Иван Климов. — В жизни счастливых людей мало интересного, поэтому мы больше всего любим, когда волшебная сказка принимает неожиданный, неприятный оборот и становится похожей на реальную историю».
Одолжить уверенность у звезд
Как далеко мы готовы зайти в своем интересе к знаменитостям? Кто-то копирует их манеры и стиль, однако встречаются и те, кто прибегает к более радикальным мерам. По словам пластического хирурга доктора медицинских наук Александра Тепляшина, в его клинику ежегодно обращаются несколько человек, желающих выглядеть как Кэтрин Зета-Джонс или Шэрон Стоун.
«С подобными просьбами к нам приходят в основном представительницы прекрасного пола — в среднем на пять женщин приходится один мужчина, — рассказывает профессор Тепляшин. — Это вполне адекватные люди, которые по тем или иным причинам не чувствуют себя достаточно уверенно и комфортно в своем природном облике. Вероятно, им кажется, что, внешне уподобившись, к примеру, Расселу Кроу, они заодно приобретут отвагу и мужество, присущие его героям».
Любопытно, что иностранные звезды пользуются у пациентов клиники значительно большей популярностью, чем отечественные. «Они выглядят неувядающе молодыми, и, возможно, люди, которые хотят на них походить, надеются вместе с внешними данными перенять у них и эту вечную молодость», — комментирует Александр Тепляшин.
Нам не хватает сильных эмоций
«С актрисами все время что-то происходит, не с одной, так с другой, — говорит 20-летняя студентка Яна. — У них такая насыщенная жизнь! Романы, роскошные свадьбы, драматичные разводы — и снова романы. Когда я про такое слышу, мне кажется, что я как-то во всем этом участвую. Что это все немножко про меня. Хотя на самом деле я просто много учусь и много работаю — ничего драматичного, никаких особых приключений».
Мы привыкаем к своей жизни, перестаем чувствовать ее вкус, и потому нам хочется чего-то более яркого, насыщенного и оригинального. Жизнь звезд позволяет пережить чувства, которых нет в реальности.«Мы сами загоняем себя в ситуацию, когда нас настигает эмоциональный голод, — объясняет психотерапевт Юрий Фролов. — Мы запрещаем себе любить и страдать, потому что, когда мы были совсем молоды и доверчивы, нам говорили, что это не самое главное».
Кто из нас не помнит этих слов: «Сначала закончи школу, а потом...», «Начни работать, и тогда...», «Выбрось это из головы, потому что...» У наших близких всегда находились рациональные объяснения, которые отодвигали наши истинные чувства и желания на второй, а то и на третий план. И вот теперь, когда мы выросли, мы сами говорим себе те же слова и сами запрещаем себе терять голову.
«В результате наши чувства не востребованы, и мы испытываем эмоциональный голод, — продолжает Юрий Фролов. — Но голод есть голод, и если мы не можем утолить его настоящими эмоциями, то приходится довольствоваться их суррогатом».
В чудесном мире звезд мы спасаемся от повседневности. Одну и ту же историю каждый воспринимает по-своему: делает акцент на той или иной ее части, добавляет в нее своих проблем, расцвечивает собственным жизненным опытом, мечтами и ожиданиями. Истории чужой жизни позволяют нам безопасно удовлетворять желания, которые мы не можем реализовать в своей.
«Знаменитости дарят нам театр, с помощью которого мы освобождаемся от наших страстей, — объясняет психоаналитик Андрей Россохин. — Его актеры любят и страдают за нас».
Обычно у нас нет ни малейшего желания причинять реальный вред своим родным или знакомым, однако иногда подспудные, не вполне осознанные мысли об этом все же приходят нам в голову. И в этом контексте звезды для нас — не более чем средство выплеснуть свою агрессивность, ревность и другие низменные порывы, не испытывая при этом чувства вины: они словно бы угадывают наши тайные желания и реализуют их за нас.
Мысленно соотнося себя Наоми Кэмпбелл, избившей горничную, или Чарли Шином, сломавшим руку своей подружке, мы освобождаемся от желания самим выйти за границы социально приемлемого поведения. «Все эти эмоции, которые мы примеряем на себя, очень сильны, поскольку их испытывают настоящие, а не фиктивные персонажи, — продолжает Андрей Россохин. — Очистившись таким образом, мы становимся спокойнее».
Мы ищем повод для общения
«Она симпатичная, но ужасно одевается!», «Она выглядит на десять лет старше — с последней подтяжкой ей не повезло»... Подобные разговоры объединяют. Во-первых, они ни к чему не обязывают, однако великолепно помогают преодолеть неловкость в общении с малознакомыми людьми.
Во-вторых, обсуждение знаменитостей — это способ поговорить о себе, рассказать о своей жизни окольным путем — с помощью всем известных персонажей. Пересказывая ту или иную сплетню из светской хроники и сопровождая ее собственным комментарием, мы порой сообщаем о себе куда больше, чем если бы говорили в открытую.
И, наконец, в-третьих, осведомленность в том, что касается жизни знаменитостей, порой дает нам ощущение собственного превосходства и даже власти над окружающими: мы чувствуем свою избранность, приобщенность к некой информации, недоступной для других.
«Мне нравится знать, кто с кем встречается или, наоборот, разводится, — откровенничает 23-летний продавец бытовой техники Борис. — И меня ужасно раздражает, когда все уже в курсе какого-то события, а я один все прозевал».
Возможности идентификации
Нам необходимо кому-то подражать. «Идентификация — самый ранний механизм, который лежит в основе развития человека. С его помощью у ребенка начинают формироваться черты личности и поведенческие стереотипы, ценностные ориентации и половая идентичность, — рассказывает психоаналитик Андрей Россохин. — Маленький ребенок отождествляет себя с отцом или с матерью, бессознательно подражает — сначала звукам, которые они издают, а потом и манерам. Подрастая, он находит другие образцы: ими становятся учителя, друзья и… знаменитости».
Мы ищем людей, которые помогают нам в деле созидания собственной личности. После развода с принцем Чарльзом принцесса Диана стала едва ли не идолом для многих женщин, переживших аналогичную драму и пытающихся найти себя в новой жизни.
В современном обществе мало подлинных нравственных, интеллектуальных и прочих «высоких» авторитетов, и потому порой нам просто не на кого опереться. В такой ситуации мы берем пример со знаменитостей — ведь их «звездность» служит подтверждением того, что выбранные ими стратегии поведения разумны, удобны и непременно приводят к успеху.
Звезды помогают мне строить свой образ, искать и находить свой стиль. Полистать журналы — это как проконсультироваться у стилиста
«Они подсказывают нам жизненные ходы, играют роль советчиков, к которым можно прислушиваться или, напротив, раскритиковать в пух и прах — благо они далеко и не обидятся, — комментирует Леонид Кроль. — Они оправдывают наши решения и поступки в глазах других людей и в наших собственных».
«Звезды помогают мне строить свой образ, искать и находить свой стиль, — говорит 25-летняя Анна, сотрудница РR-агентства. — Полистать журналы — это как проконсультироваться у стилиста. Я имею в виду не только одежду, макияж или, скажем, стиль интерьера, но и личный имидж: кто-то подает себя как секс-бомбу, кто-то — как интеллектуалку, кто-то — как «плохую девчонку»... Я использую эти приемы, потому что сама я до них никогда бы не додумалась».
Звездам по силам сделать модным тот или иной стиль жизни. Когда-то рок-звезды провозгласили лозунг «Жить быстро, умереть молодым» — и наркотики стали практически непременным атрибутом свободной творческой личности. Сегодня, напротив, с голливудского Олимпа звучат рецепты приготовления рыбы на пару, хорошим тоном признаны обезжиренные йогурты и личный инструктор по фитнесу — и вот уже мы покупаем соковыжималку и не ужинаем после пяти.
Простительная слабость
Мы загружены работой, живем в состоянии вечного цейтнота и прекрасно понимаем, что, выясняя все душераздирающие подробности очередного звездного романа, тратим время на пустяки. Однако сдержаться и отказать себе в этом удовольствии мы не в силах, и потому каждый раз, пролистывая развлекательный журнал, мы испытываем неловкость.
Кто из нас не подвергался искушению спрятать яркую страницу под более серьезным аналитическим журналом? Кто не пытался убедить себя и окружающих в том, что великосветские сплетни его совершенно не интересуют? Однако попробуем взглянуть на проблему с другой стороны.
Безусловно, драгоценные минуты, которые мы тратим на изучение жизни знаменитостей, можно было бы использовать как-то иначе. Однако в том случае, если это безобидное занятие дарит нам возможность релаксации, успокаивает и позволяет обрести точку опоры в окружающем нас нестабильном мире, то порицать себя за эту склонность не стоит. В конце концов, любовь к звездам — та простительная маленькая слабость, о которой мы вовсе не обязаны докладывать попутчикам в метро и коллегам по работе.
Пример для подражания
Увлеченные звездами дети обычно жизнерадостны и приветливы, утверждают английские психологи Джон Мэлтби и Дэвид Джилс на основании результатов исследования в университетах Leicester и Coventry (Великобритания). У них много друзей, а интерес к знаменитостям помогает им расти психически здоровыми людьми. Оказалось, что у таких тинейджеров особенно тесный дружеский круг общения: примерно у каждого третьего ребенка обсуждение кумиров занимает значительную часть времени, которое они проводят вместе с друзьями. Более того, такие дети эмоционально более дистанцированы от родителей, что в подростковом возрасте полезно.
«Родителям не стоит беспокоиться, если подросток обклеивает стены портретами кумиров, — комментирует итоги исследования возрастной психолог Юрий Фролов. — Хуже, если он вообще никем не увлекается. Подросток ищет себя — он формирует свой новый образ через подражание другим людям, отбрасывая или, наоборот, развивая какие-то их качества. Этот важный процесс работы над собой называется поиском своей идентичности». Порой подростки стремятся подражать персонажам, поведение которых не вызывает одобрения со стороны родителей. «Не запрещайте, не давите на него, — продолжает Юрий Фролов. — Оснований для опасений в такой ситуации чаще всего нет. Негативный опыт идентификации — это тоже путь к самому себе».