Стыд, долг и вина — три чувства, от которых специалисты разных мастей все чаще рекомендуют нам избавиться. Они считаются токсичными, навязанными и вообще совершенно ненужными. Предполагается, что, избавившись от них, мы станем свободными и удовлетворенными, а наша жизнь — полноценной и счастливой.
С философско-антропологической точки зрения все эти три чувства — стыд, долг и вина — появились у человека достаточно поздно и стали его видовой особенностью. В некотором смысле именно способность испытывать их делает нас людьми.
Почему мы не хотим быть «должными»
Отрицание долга — свежая тенденция. Она связана, вероятно, с популярностью философии Ницше, которую часто называют нигилистической.
Представьте: тысячелетиями философы твердили о долге. Церковь и государство внушали массами людей, что они должны Богу, Родине, государю и мало ли кому еще. И тут приходит Ницше и заявляет: «Бог мертв, никто никому ничего не должен!» Соблазнительно, правда?
Особый размах «отмена» долга приобрела на постсоветском пространстве. И это неудивительно: у нас идея долженствования — перед обществом, вождем, идеей — имела особенные масштабы. Советским человеком так долго и успешно манипулировали через чувство долга, что у нас развилась непереносимость самой идеи долженствования.
Долг vs желание
«Хочу и надо» — вот два вечно противоборствующих мотива наших действий. Мы с детства привыкли к противопоставлению своих желаний и обязанностей. И не последнюю роль здесь играет воспитание.
Мы знаем: то, как надо, — это всегда нечто противоположное тому, как хочется. И наоборот. Любое «надо» воспринимаем как ограничение своих желаний, насилие над собой. Отсюда и рождается идея, что долг — это насилие, чего нужно всячески избегать.
Кроме того, существует предубеждение, что желание — это нечто, исходящее изнутри, а долг — что-то внешнее, навязанное. Естественно, правильнее следовать внутренним порывам, а не навязанным правилам.
Но все это иллюзия и подмена понятий. Желания тоже могут быть навязаны, и манипулировать через них еще проще, чем через долг. В то же время долг вполне может быть внутренней потребностью человека, тем, в чем он видит истинный смысл.
Долг или свобода?
Еще одна причина отмены долга — противопоставление его свободе.
Либерализация и своеобразный культ свободы последних десятилетий сделали ее одной из важнейших человеческих ценностей, которой прежде она не была.
Впервые это понятие в современном смысле стало интересовать философов в эпоху нового времени (XVII–XVIII вв.). Вероятно, именно в этот период свобода стала противопоставляться долгу, причем именно в политическом смысле. Чем больше политической свободы, тем меньше обязанностей, которые ассоциированы с долгом.
Получается, случился перенос отношений «свобода/долг» из политической сферы в психологическую и экзистенциальную. Если в политике это противопоставление действительно имеет смысл, то в других сферах жизни может запутать и навредить. И вот почему…
Что такое долг в философском смысле
Проблематикой долга в философии занимается этика. Она определяет его как добровольно принятое обязательство. Ключевое слово здесь — «добровольно».
Добрая воля предполагает свободу: мы свободно принимаем на себя обязательство, которое считаем своим долгом. На этом уровне противопоставление двух понятий перестает работать. Ведь свобода является обязательным условием долга.
То же с желанием: мы не можем принять долг, если не хотим этого. Долг — проявление нашей свободной воли. Тогда чем он отличается от желания? Своим постоянством и тем, что мы не можем от него отказаться, даже если наши желания изменятся.
В философии долг всегда рассматривался как специфически человеческая способность, отличающая нас от других живых существ. Способность следовать этому чувству — показатель разумности и осознанности людей.
Должное — значит правильное, а правильность определяет разум. Разумный человек поступает так, как должно, то есть так, как велит ему разум
Большое значение понятие долга имеет в стоической философии. Стоики считали, что это чувство свойственно человеку и он должен искать пути для его реализации. Цель жизни для философской школы — стремление к благу. А путь к благу лежит через должное. Поэтому следование долгу — правильное поведение — это дорога к благостной жизни.
Говоря о долге, невозможно не упомянуть Канта и его нравственную философию. В ней тема ответственности — центральная категория. Знаменитый нравственный императив Канта формулируется так: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом».
Принципы, которыми мы руководствуемся в своих поступках, должны быть «проводниками» к лучшей жизни. Иными словами, поступай так, как должно.
Как сделать чувство долга своим союзником
Итак, мы выяснили, что понимание долга в нашей современной парадигме значительно искажено. Неверно понимаем долг, поэтому боимся и отрицаем его.
Но в чувстве долга и способности ему следовать заложена огромная сила, о которой знали еще древние философы.
Как использовать эту силу?
Во-первых, осознать, что долг — это не наказание и не обуза, а уникальная способность человека, его дар.
Во-вторых, отделить понятие долга от того, с чем он часто смешивается и чему противопоставляется. В первом случае это насилие, навязывание и манипуляция, а во втором — желание и свобода.
В-третьих, свободно и самостоятельно решать, что считать своим долгом. Так мы будем осознанно выбирать себе долг, руководствуясь собственным разумом.
В-четвертых, получать удовольствие от ощущения собственной свободы и зрелости в способности следовать своему долгу.
Вывод
Мы видим, что со временем представление о долге менялось. Античные философы ценили добродетель и способность следовать должному. И считали это правильным. В современном мире ценятся свобода и следование внутренним порывам.
Осознавая эти тенденции, мы можем создавать собственное отношение к долгу и решать, бороться против него или принять и использовать для духовного роста.