«Мне бы хотелось сказать однажды, как Белый Кролик из „Алисы в Стране чудес“: „Я опаздываю! Ох, как я опаздываю!“ — скороговоркой произносит 29-летняя Светлана и объясняет: — Я всегда прихожу заранее. Просто не могу по-другому». На все встречи Светлана приходит минут на 20 раньше срока: «Для встреч по работе это скорее хорошо, но я прекрасно обошлась бы без того, чтобы полчаса дожидаться друга на десятиградусном морозе!»
Почему так происходит
Семейные привычки
«Точность — вежливость королей» — этот знаменитый афоризм Людовика XVIII был культовой фразой в семье Светланы. Став взрослой, она невольно продолжает следовать установке родителей, для которых пунктуальность оказалась едва ли не основной ценностью.
Психоаналитик Саверио Томаселла поясняет: «С точки зрения психоанализа родительские предписания, стандарты поведения, нравственные ценности входят в „сверх-Я“ каждого из нас. Эта часть структуры личности функционирует как цензор в отношении наших мыслей и действий. Те, кто никогда не опаздывает, бессознательно выбирают пунктуальность как лучший способ не разочаровать родителей, ведь они так и не смогли отделиться от них».
Такое поведение, по мнению психоаналитика, может также свидетельствовать о внушенных в первые годы жизни альтруистических ценностях и уважении к другим людям
Ощущение неблагополучия может быть вызвано тем, что мы боимся стеснить другого человека и нарушить его планы, если опоздаем.
Тревога
Для тревожного человека хороши любые средства, которые помогут избежать стрессовых ситуаций, в том числе неодобрительного взгляда в случае опоздания. «Приход раньше назначенного времени становится своего рода предохранительным механизмом», — объясняет психотерапевт Шарли Кунжи.
Склонность приходить заранее, объясняет он, может быть также связана с обсессивно-компульсивным расстройством: «Речь идет о том, что стремление приходить вовремя превращается в навязчивость и играет роль ритуала. Возникает потребность все контролировать. Кажется, что, если ты не придешь вовремя, произойдет несчастье. А этот ритуал снижает тревогу». Получается, что пунктуальность — талисман некоторых тревожных людей.
Низкая самооценка
«Влюблен ли я? — Да, потому что я жду. Другой никогда не ждет», — пишет философ Ролан Барт. Опоздание — роскошь, которую может себе позволить только тот, кто уверен, что его любят.
Приход заранее может означать, что мы боимся: вдруг мы «не настолько ценны, чтобы нас ожидали»?
Это признак недостаточного самоуважения, отмечает Шарли Кунжи: «Такое поведение сродни тому, что в когнитивно-поведенческой психотерапии называется „безусловной схемой“. Так как я убежден, что ничего не стою, единственное, что мне остается сделать, — это скрывать мою недостаточную ценность, приходя достаточно рано».
Мой опыт
Лидия, 34 года, юриcт
Я долго жила в пригороде, поэтому рассчитывала время поездок в столицу с запасом, в том числе и на свидания. Я помню это бесконечное ожидание, за которым следовала реплика моего молодого человека: «Ты не слишком долго ждала?» Я торопливо отвечала: «Нет-нет».
Сейчас у меня другой спутник жизни, и с ним я начала приходить вовремя. Это произошло само по себе. Я знала, что он мной дорожит и что пять минут ожидания не заставят его убежать. Не стоит и добавлять, что это мужчина, который всегда приходит минута в минуту!
Что делать
1. Не драматизировать
Даже если привычка повсюду приходить загодя и выглядит не совсем обычно, в ней нет ничего страшного. Раннее появление показывает, насколько предстоящая встреча важна для нас и с каким нетерпением мы ее ждем. Возможно, это признак повышенной чувствительности, которая позволяет легко представить себя на месте другого человека и понять его чувства.
2. Предусматривать
Ожидание бывает иногда более приятным, иногда — менее. Ждать на солнышке в парке или сидеть в машине на холодной парковке — совсем разные вещи. А значит, лучше сделать так, чтобы ожидание было как можно более приятным. Если запланировать встречу в кафе и захватить с собой хорошую книгу, это позволит скоротать время ожидания без лишнего нетерпения и тревоги.
3. Продвигаться постепенно
Любителя приходить заранее трудно превратить в копушу. Но зато можно сократить время ожидания. Если мы регулярно приходим на 20 минут раньше назначенного времени, можно выйти из дома на 5 минут позже, чем обычно. А в следующий раз — на 10 минут. Эта практика постепенности позволит заметить, что по мере сокращения времени ожидания мы все больше приближаемся к той самой точности, которую восхвалял Людовик XVIII!