Вопреки сложившемуся предубеждению, что люди не меняются, ученые доказали, что на самом деле мы меняемся на протяжении всей жизни — в соответствии с событиями, обстоятельствами и возрастом. Например, исследования показывают, что мы склонны быть более добросовестными в студенческие годы, менее общительными после вступления в брак и более доброжелательными при достижении пенсионного возраста.
Да, жизненные обстоятельства нас меняют. Но можем ли мы сами менять черты своего характера, если захотим? Этим вопросом задалась исследователь из Университета Аризоны Эрика Барански. Она пригласила поучаствовать в онлайн-исследовании две группы людей: около 500 человек в возрасте от 19 до 82 лет и порядка 360 студентов колледжа.
Большинство людей заявили, что хотят повысить экстраверсию, добросовестность и эмоциональную стабильность
Эксперимент опирался на признанную учеными концепцию «большой пятерки» черт личности, в которую входят:
- экстраверсия,
- доброжелательность (дружелюбие, способность прийти к согласию),
- добросовестность (сознательность),
- нейротизм (противоположный полюс — эмоциональная стабильность),
- открытость опыту (интеллект).
Сначала всем участникам предложили заполнить опросник из 44 пунктов, чтобы измерить пять ключевых черт их личности, а затем уточнили, хотят ли они что-то в себе поменять. Те, кто дал положительный ответ, составили описание желаемых перемен.
В обеих группах большинство людей заявили, что хотят повысить экстраверсию, добросовестность и эмоциональную стабильность.
Изменения… наоборот
Студентов колледжа опросили снова шесть месяцев спустя, а участников первой группы — через год. Ни в одной из групп участники не достигли поставленных целей. Более того: у некоторых даже наблюдались изменения в противоположном направлении.
По словам Барански, у членов первой группы «намерения изменить свою личность не привели к каким-либо реальным изменениям». Что же касается второй, студенческой группы, то тут кое-какие результаты все же были — правда, совсем не такие, каких следовало ожидать. У молодых людей менялись либо выбранные черты характера, но в противоположном направлении, либо вообще иные аспекты личности.
В частности, студенты колледжа, которые мечтали стать более добросовестными, на деле полгода спустя проявляли еще меньшую сознательность. Вероятно, это произошло потому, что их уровень сознательности с самого начала был довольно низким.
Даже если мы знаем о долгосрочной пользе более устойчивых изменений, краткосрочные цели кажутся более важными
А вот у студентов, которые выразили желание повысить экстраверсию, финальное тестирование показало усиление таких черт, как доброжелательность и эмоциональная стабильность. По мнению исследователя, возможно, стараясь стать более общительными, они на самом деле сосредоточились на том, чтобы быть более дружелюбными и менее социально тревожными. А это поведение тесно связано с доброжелательностью и эмоциональной стабильностью.
Возможно, в группе студентов колледжа было больше изменений еще и потому, что они переживают трансформационный период в своей жизни. «Они попадают в новую среду и зачастую чувствуют себя несчастными. Возможно, стараясь изменить определенные черты своего характера, они становятся чуть счастливее, — предполагает Барански. — Но в то же время на них давят самые разные требования и обязательства — нужно хорошо успевать, выбирать специальность, проходить стажировку… Именно эти задачи в данный момент в приоритете.
Даже если сами студенты знают о долгосрочной пользе более устойчивых изменений, краткосрочные цели кажутся им более важными в данной ситуации».
Одного желания мало
В целом результаты исследования показывают, что нам трудно изменить черты своей личности, опираясь на одно только желание. Это не значит, что мы вообще не можем менять свой характер. По словам Барански, нам просто может понадобиться помощь извне — от профессионала, друга или даже мобильного приложения, напоминающего о поставленных целях.
Эрика Барански намеренно не взаимодействовала с участниками проекта между первым и вторым этапами сбора данных. Это отличается от подхода другого ученого, Натана Хадсона из Южного методистского университета, который вместе с коллегами в ходе нескольких других исследований 16 недель следил за испытуемыми.
В клинической психологии есть доказательства того, что терапевтический инструктаж ведет к изменению личности и поведения
Экспериментаторы оценивали личностные качества участников и их прогресс в достижении целей раз в несколько недель. При таком тесном взаимодействии с учеными испытуемые добивались больших успехов в изменении своего характера.
«В клинической психологии есть доказательства того, что терапевтический инструктаж ведет к изменению личности и поведения, — объясняет Барански. — Также есть свежие данные, свидетельствующие о том, что при регулярном взаимодействии участника с экспериментатором изменение личности действительно возможно. А вот когда мы остаемся с этой задачей один на один, вероятность изменений не так велика».
Эксперт надеется, что будущие исследования покажут, какая степень вмешательства необходима для того, чтобы помочь нам достигать целей, и какие типы стратегий лучше всего подходят для трансформации и развития разных черт характера.