Анастасия Козияткина, 25 лет
Моя мама работала в кассах РЖД. Думаю, мой интерес к профессии машиниста возник тогда, когда мы с ней ездили путешествовать на поездах. В детстве я даже мечтала стать проводницей, но, повзрослев, все-таки передумала. Выбрала институт, вообще не связанный с железной дорогой и транспортом, а профилем взяла агробизнес.
По специальности я не работала. После окончания института по совету мамы пришла в кассы ЦППК (центральная пригородная пассажирская компания — прим. ред.) и пять лет отработала в этой компании. Отсюда же уходила в декрет. А когда вернулась, то начала задумываться о смене деятельности — хотелось найти другую работу в этой же сфере.
В то время как раз начали выходить статьи о девушках-помощниках машинистов, о девушках-машинистах метро, о машинисте Лене Лысенко, которая работает в ЦППК. Изначально это казалось нереальным, ведь раньше девушек в этой профессии не было. Но меня не оставляли мысли о том, каково это — управлять большой машиной.
Когда я сказала дома, что собираюсь стать помощником машиниста, все были в шоке
Одно дело — слышать по телевизору о том, что женщины начинают управлять поездами, и другое, когда эта женщина — твоя дочь, твоя жена. Родители отнеслись со скепсисом, у мужа реакция была более эмоциональной. «Работа не женская, зачем тебе это надо? Неужели трудно найти спокойное место в офисе? Это же очень сложно!» — вот что я слышала. То, что партнер по поездке, то есть машинист поезда, — мужчина, также добавило эмоций нашему обсуждению.
На первых порах было страшно, потому что мое решение во многом было спонтанным. Да и семья боялась, что я не справлюсь, что пожалею о своем выборе. Полугодовой обучающий интенсив я совмещала с работой. Мне пришлось изучать все сложные технические дисциплины, которых хотелось избежать, будучи студенткой.
Все полгода, пока я училась, были напряженными. Муж привыкал к моей новой работе и, честно говоря, надеялся, что я передумаю. Даже сейчас он задает тысячу вопросов: все ли нормально в рейсе, не обижают ли меня.
После учебы началась практика, где полученные знания приходилось закреплять на деле
Никогда не забуду свою первую поездку. Я люблю ездить, знаю эту дорогу, но оказавшись в кабине, была потрясена: ощущение большой машины, которой ты управляешь, само чувство скорости оказались неожиданными и захватывающими.
Было опасение, что мы с машинистом не сойдемся характерами. Но, отработав месяц, я поняла, что боялась зря. Все стараются помочь и передать опыт. Думаю, у мужчин возникает еще большее напряжение, когда они видят, что помощник — девушка. Тем не менее, мы работаем на равных.
Работа напряженная, бывает, что график не совпадает с выходными
Однако я не пропадаю круглые сутки на работе. Наши графики составляются за месяц и сразу на квартал, то есть я всегда заранее знаю, когда выйду в рейс, — это позволяет спланировать личное время и поменяться с кем-то в случае необходимости.
Смена в среднем длится 10 часов, что не очень сильно отличается от времени, которое люди обычно проводят в офисе. При этом я работаю не больше 15 дней в месяц. Оплачивается работа достойно. Я понимаю, что аппетит приходит во время еды, и сколько бы человек ни зарабатывал, все время хочется больше. Но сейчас меня все устраивает.
Если кто-то думает над выбором профессии, я скажу так: самое главное — чтобы было желание и не было страха. У меня была мечта. Я опасалась что-то менять, но переборола сомнения. Надо пробовать и верить в себя — тогда все получится.
Анна Чекулаева, 24 года
Я выросла в семье железнодорожников. Прадед в войну был кочегаром и помощником машиниста, а после победы два года работал на восстановлении железнодорожного сообщения в Германии. Бабушка и прабабушка работали дежурными по станции, а затем и начальниками станций. Дедушка служил в транспортной милиции на станции Москва-Курская.
Я с детства хотела стать машинистом, но всегда слышала в ответ, что девушек в эту профессию не берут. Что это не женская работа. Поэтому и поступила сначала в педагогический колледж, а потом в университет на психолога. О выборе не жалею — учителем работать я хотела, а психология всегда была мне интересна как наука. Но в голове постоянно крутилась мысль: «Хочу быть машинистом!»
Так что, как только список запрещенных для женщин профессий сократили, я пошла на курсы помощника машиниста
Мой рабочий день в ЦППК начинается с линейного пункта на Курской. Там я расписываюсь за пройденные инструктажи и прохожу предрейсовый осмотр: измерение давления и пульса, алкотестер. После обстоятельного изучения документации иду принимать состав, сменяя предшествующую бригаду.
На рабочем месте я прежде всего проверяю наличие необходимого инвентаря, средств пожаротушения и индивидуальной защиты — все должно быть в рабочем состоянии, с соответствующими сроками годности и поверок. Затем мы приступаем к опробованию тормозов — как по индикаторам, так и к физическому, — обязательно смотрим степень прилегания тормозных колодок. И только после этого мы можем отправляться в путь.
Что я делаю в рейсе? Слежу за показаниями на приборной панели, за фактической скоростью, за всеми ограничениями скорости, выполняю регламент переговоров в пути следования, контролирую посадку-высадку пассажиров… И подстраховываю машиниста, который занимается непосредственно управлением поезда. Если случаются неисправности, то по согласованию с машинистом исправляю их.
Работа сложная, но я счастлива, потому что это мое
В свободное от работы время я играю — на обычной и бас-гитарах. В сентябре с командой ЦППК мы участвовали в общесетевой викторине на знание правил технической эксплуатации в Ярославле, представили там музыкальный номер. Сначала хотели спеть «Осень» Шевчука, но в итоге представили авторскую песню про железную дорогу. Это был интересный опыт. Можно ли сказать, что у меня на работе поет душа? Наверное, да.