«С тех пор как я последний раз открыла книгу, прошло больше месяца, — признается 33-летняя Ольга. — Но и в тот раз дальше первых страниц дело не пошло». Слишком много работы, слишком мало свободного времени... Вечером, уставшая, она привычно устраивается перед телевизором.
«В современном мире, где все происходит так быстро, чтение часто приносится в жертву, — сожалеет психолог Наталья Евсикова. — Книга требует времени, тогда как визуальная культура немедленно удовлетворяет нашу потребность в удовольствии». И все же когда Ольга училась в институте, и видео, и интернет были уже доступны. Но она много читала. Почему же, став взрослой, она, как и многие другие, потеряла интерес к этому занятию? Утраченная радость.
Психоаналитик Мишель Деклерк рассказывает о своем молодом пациенте — он не только никогда нe читал, но не мог даже находиться в комнате с книгами. «Это был блестящий ученик, — вспоминает психоаналитик. — Но постоянная требовательность родителей надломила его. Его отвращение к учебе сосредоточилось на том, что олицетворяло ее лучше всего, — на книгах».
Став взрослыми, мы суетимся и не выносим бездействия. Однако бездействие — необходимое условие для чтения
Именно книги напоминают одним о школьных неудачах, другим — о том, что они «объелись чтением». А в результате сам процесс больше не приносит радости. Удовольствие от книг легче испытывать тем из нас, чьи родители были увлечены чтением: читали ли они про себя взрослые книжки или читали ребенку сказки вслух.
И наоборот, если взрослые делали это нехотя, предпочитая, например, телевизор, то научиться любить книги было просто не у кого. «Бывает, взрослые, как только их дети осваивают технику чтения, отделываются словами «теперь ты сам умеешь читать», — уточняет Наталья Евсикова. — Но ребенок еще не умеет следить за сюжетом глазами, он пока только может воспринимать его на слух. Чувство бессилия перед глыбой текста, испытанное в детские годы, может надолго отбить вкус к чтению».
Существует и еще один важный момент. Кажется, наше время требует повышенной активности. «Родители часто отдают предпочтение действию в ущерб развитию воображения, эмоций, способности размышлять. Мы хотим, чтобы дети стали конкурентоспособными, на деле же часто делаем их гиперактивными, — замечает Наталья Евсикова. — Став взрослыми, они много суетятся и не выносят бездействия. Однако бездействие — необходимое условие для чтения».
Неспособность к покою
«Я беру книгу, но с первых же строчек начинаю думать о другом, — признается 40-летний Илья. — Что нужно сделать, кому позвонить... Мне не удается сосредоточиться».
«Чтобы с интересом читать, необходимо уметь расслабляться, — комментирует Наталья Евсикова. — Это особенно трудно людям тревожным. Им важно все держать под контролем, во всем принимать участие. Когда такой человек перелистывает страницы, ему начинает казаться, что, пока он «отсутствует», произойдет что-нибудь плохое — или что-то важное, что он пропустит. И он откладывает книгу.
Чтобы увлечься похождениями и переживаниями героев, надо быть уверенным, что в нашем собственном мире все в порядке и его можно оставить без присмотра на час-другой».
Страх встретиться с собой
Неспособность к чтению может быть одним из симптомов депрессии. Нужно быть в хороших отношениях с самим собой, чтобы остаться наедине с книгой. «Это одиночество может оказаться непереносимым, если его не смягчает воображение, не заполняют воспоминания и мечты», — поясняет Мишель Деклерк.
Благодаря воображению слова оживают, вызывают внутренние образы и мысли, пробуждают чувства. «Воображение можно развивать, — говорит Наталья Евсикова. — Чем раньше человек начинает фантазировать, тем лучше он научится представлять себе придуманные ситуации и персонажей. Тем большее удовольствие он получит, следуя за фантазией автора».
Впрочем, заранее не зная, в какие ситуации попадут герои, некоторые избегают непредсказуемости чтения, так как опасаются столкнуться с тем, что напомнит о неприятном личном опыте, разбередит старые раны. Но, оберегая себя от печальных переживаний, они одновременно лишаются возможности их смягчить.
Олег, 40 лет, переводчик
«Чтение оказалось «побочной жертвой» моей депрессии. Долгие годы любая умственная деятельность требовала от меня невероятных усилий. Голова была слишком тяжелой, мысли словно застревали в ней. Я начал психотерапию. И хотя никогда не упоминал о затруднениях, возникавших при чтении, по мере того как я продвигался в терапии, читать мне становилось все легче. И сейчас я снова открываю книгу с предвкушением радости».
Что делать?
«Когда чтение перестанет быть частью обучения или повинностью, удовольствие может вернуться: появится ощущение подлинной свободы, отвоеванной у ежедневной рутины, — утверждает Мишель Деклерк. — Важно помнить, что нет хорошего или плохого чтения. Комиксы, детектив или любовный роман... Ничто не обязывает вас немедленно взяться за классиков, особенно если они приводят вас в уныние и вызывают отторжение».
«Путь к чтению лежит через слушание. Дети сначала слушают, а потом читают сами себе. Слушание может помочь и взрослым, — объясняет Наталья Евсикова. — Купите хорошие аудиокниги — они дадут новый импульс вашему воображению. А потом возьмите те же произведения, но в книжном переплете. Скорее всего, вам будет любопытно их прочитать».