В конце марта 2025 года российские Telegram-каналы

Клинический и перинатальный психолог, специалист сервиса психотерапии Alter
Взрослые часто задаются вопросами: почему подростки принимают странные решения, скрывают правду и игнорируют опасности? Как клинический и перинатальный психолог, я решила исследовать это явление с помощью визуальной новеллы «Я беременна в 16», пройдя игру так, как это делают подростки. Я выбирала различные ветки сюжета, читала диалоги вслух и вслушивалась в голос героини. В результате я увидела в Лидии живую девочку — уязвимую и понятную.
С первых минут игры — не сюжет, а диагноз среды
«Меня зовут Лидия. Я живу с мамой и младшей сестрой. Мама говорит, что любит меня…», — так начинается игра. Однако за этой фразой скрывается глубокий эмоциональный дефицит. Мать Лидии — эмоционально выгоревшая женщина, которая одна тянет дом, и ее «любовь» звучит как критика и контроль: «Кров есть, еда есть, иди учись. Что тебе еще надо?»
Лидии нужно тепло, внимание и доверие, но этого нет. Она живет в условиях эмоционального голода, что делает ее уязвимой и склонной к идеализации человека, проявившего к ней хоть малейшее внимание и эмпатию — выслушать в волнующих ее вопросах, не перебивая, поддержать — даже если за такими, казалось бы, теплыми проявлениями скрывается опасность. Это подчеркивает важность эмоциональной поддержки для любого человека, а для подростков и родителей — тем более.
Сестра — антипример взрослости
Младшей сестре Лидии 15 лет — и она кажется более раскованной и уверенной. Девочка носит презерватив в кармане и демонстрирует циничное поведение: «Я взрослая, я знаю, что делаю». Однако это не зрелость, а защитная маска. Для Лидии она становится тревожным сигналом: девочка не хочет быть такой, но ей не хватает позитивных женских моделей для подражания.
Алексей — неволшебный принц в плаще псевдозаботы
Знакомство с Алексеем, 20-летним молодым человеком, начинается с обычного разговора в автобусе. Он проявляет интерес и заботу (помогает оплатить проезд), что для Лидии становится проявлением заботы и тепла. Однако мой опыт как психолога подсказывает: здесь границы начинают размываться.
Алексей старше и действует самоуверенно: его интерес к Лидии вызывает сомнения, хотя он прикрыт псевдозаботой. Лидия влюбляется в образ «того, кто поймет и защитит». Игра позволяет наблюдать за формированием привязанности в режиме реального времени, что является мощным психологическим приемом.
Когда тревожные звоночки звучат, но ты их не слышишь
Поведение Алексея вызывает недоверие: он груб и не поддерживает Лидию в моменты паники. Игра предоставляет Лидии возможность уйти от него, но она этого не делает. Почему?
Потребность быть принятой оказывается сильнее критичности. Любая теплая реплика — важнее внутреннего дискомфорта. При неудовлетворенной потребности в теплой фигуре все люди склонны идеализировать и искажать реальность: «Ну, он просто переживал. Это я странно себя повела…». Этот пример наглядно демонстрирует механизм попадания в эмоционально зависимые отношения.
Отказ от помощи как модель самонаказания
Кульминационный момент игры: Лидия узнает о беременности. Она пытается ответить на вопрос, что ей делать, в надежде обращается к сестре и Алексею, но не находит той поддержки, которую ожидала. Дальше сюжет обрывается, поскольку игра в стадии разработки.
Психологическая ценность игры
Игра «Беременна в 16» — это не просто развлечение; это глубокий психологический опыт, который позволяет игрокам увидеть мир глазами подростка. Она помогает понять эмоциональные сложности и внутренние конфликты, с которыми сталкиваются молодые люди. Через взаимодействие с персонажами игроки могут осознать важность поддержки и понимания в сложные моменты жизни.
Таким образом, игра служит мощным инструментом для исследования подростковой психологии и может стать основой для дальнейших обсуждений того, как мы можем лучше поддерживать молодое поколение в их эмоциональных испытаниях. Также в ней затрагивается немало резонансных вопросов социальной среды в которой живут многие российские семьи.