«Расскажите, пожалуйста, с какой проблемой вы пришли, что бы вам хотелось обсудить сегодня», — предлагает психолог, и у меня возникает стопроцентное ощущение, что я на сессии. На самом же деле эти слова звучат исключительно у меня в голове: я иду по улице в наушниках и слушаю очередной подкаст.
Эпизод полностью состоит из записи реальной встречи между клиентом и психологом. Мне поначалу как-то неловко: ощущение, что подслушиваю конфиденциальный разговор или случайно оказалась там, где меня быть не должно. Но любопытство пересиливает. Подобных подкастов (не путать с шоу другого формата, в рамках которого разные герои рассказывают о своем диагнозе) становятся все больше, и автору как человеку, который уже много лет в терапии, интересно их слушать.
А что выносят для себя люди, относящиеся к этому процессу с опаской? Как относятся к подобным проектам психологи и зачем вообще их делать?
«Подкасты помогают справиться со страхом неизвестности и решиться на первый поход к терапевту»
Кристина Вазовски, продюсерка подкаста «Я вас слушаю»
Наш проект «Я вас слушаю» помогает бороться сразу с несколькими заблуждениями относительно психотерапии. Во-первых, многие уверены, что в терапию стоит идти, только если все совсем плохо: хочется умереть, жизнь идет под откос, а вот если «просто грустно», нужно справляться самостоятельно. Я с этим кардинально не согласна: по-моему, обращаться к специалисту можно и полезно даже на этапе «все ОК», чтобы не доводить до состояния, когда уже ничего не хочется.
Во-вторых, многие считают, что с психотерапевтом можно обсуждать только определенные проблемы: травмы, серьезные потрясения, потери, — а все остальные вопросы на терапию не выносят. Поэтому при создании подкаста так важно было показать процесс терапии изнутри, чтобы слушатели поняли, что со специалистом можно обсуждать самые разные вопросы. Все, что так или иначе мешает качеству жизни.
И это действительно самая настоящая терапия: на сессии не присутствуют третьи лица, а клиент и терапевт довольно быстро забывают о микрофонах и полностью погружаются в процесс. В целом прослушивание таких подкастов, как мне кажется, способствует дестигматизации психотерапии, помогает слушателям справиться со страхом неизвестности и решиться на первый поход к специалисту.
«Слушая это, лучше понимаешь, как устроена терапия и зачем она нужна»
А вот что об этом говорят люди «по ту сторону приемника»:
- «Я легко поставила себя на место пациента, проплакала весь выпуск. Думаю, теперь я знаю, что со мной происходит, и смогу решить внутренний конфликт»
- «Первый раз слышал, как проходит сессия с психотерапевтом, раньше только в кино видел»
- «Такие подкасты особенно ценны для тех, у кого нет возможности регулярно посещать психолога»
- «Очень помогает чувствовать себя не так одиноко со своими проблемами и развеивает кучу мифов о терапии»
- «Каждый раз размышляю, а как бы я сама ответила на многие из вопросов, которые участники подкаста обсуждают. А кое-какие техники, думаю, могут подойти и мне»
- «Я только в начале пути лечения от депрессии и тревожности, и каждый раз, когда слышу, как люди говорят о своих заболеваниях, во мне рушится стигма, уменьшается ненависть к самой себе и повышается принятие себя, желание заботиться о себе, любить себя и делать себе лучше».
Слушатели подкастов
«Благодаря подкастам формируется целостное представление о том, что такое психотерапия»
Арина Липкина, психолог
Лично я вижу в подобных подкастах большую пользу. Информации сегодня довольно много: можно и почитать статьи и посты психологов, и пообщаться в группах и на форумах с теми, кто проходит терапию. И, несмотря на это, у многих клиентов перед первой сессией и в самом ее начале наступает ступор.
Непонятно, как себя вести, о чем говорить, неясно, как будет проходить сессия и развиваться процесс терапии. Человек чувствует себя беспомощным, растерянным, а то и вовсе напуганным.
«Я не знаю, как начать, о чем говорить», — эта фраза звучит на большинстве первых сессий. И возможность заранее послушать запись реальных встреч становится для потенциального клиента большим подспорьем.
Слушая подкаст, он, во-первых, убеждается, что к психологам обращаются с самыми разными проблемами — и многим клиентам, как и ему, непонятно, с чего начать, о чем рассказать. К тому же попытаться понять, «а как у других», и убедиться, что не только ты сталкиваешься с подобным, — вполне естественное человеческое стремление.
Во-вторых, он узнает, какая атмосфера царит на сессиях, как строится сам психотерапевтический процесс. В этом смысле полезнее оказываются подкасты, в выпусках которых терапевт беседует с одним и тем же клиентом — так лучше видна динамика.
Многим удается лучше разобраться в том, какими бывают психотерапевтические подходы, в которых работают специалисты, и заранее выбрать, какой ему ближе. Да, это зачастую куда продуктивнее, чем прочесть массу статей о разных подходах.
Наконец, слушатель получает возможность отчасти почувствовать, каково это — оказаться на месте клиента, — «прорепетировать» свой предстоящий визит и избавиться от каких-то предубеждений насчет терапии. Так формируется целостное представление о том, что такое психотерапия.
Момент, который некоторых смущает, — нарушение требований конфиденциальности. Но клиент, участвующий в записи подкаста, заранее на это согласился. То, что вы слушаете записи чужих сессий, никоим образом не означает, что и ваши сессии будут слушать. Все будет безопасно и конфиденциально.
***
«…С разбора вашего задания мы и начнем следующую сессию», — подытоживает психолог в конце подкаста, и я думаю, что выполнить задание фиксировать слова внутреннего критика может быть полезно и мне. Заменит ли это настоящую терапию? Конечно нет. Поможет ли это чуть лучше разобраться в себе и с более ясной головой прийти на очную встречу с психотерапевтом? Определенно да. А значит, у создателей этого и многих других подкастов все получилось.
Об экспертах
Кристина Вазовски — авторка подкастов, ведет подкасты «Это провал»,
Арина Липкина — психолог, когнитивно-поведенческий терапевт. Ее профиль.